курс дистанционного обучения:
"Формируем интегрально-креативный стиль мышления"

№5

начало журнал №1 №2 №3 №4

3.3. ИКСМ как развитое восприятие всеми чувствами. Чувства внешние и внутренние.
3.3.1. Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия и развития интуиции.

 

3.3. ИКСМ как развитое восприятие всеми чувствами.  Чувства внешние и внутренние

Цель: развить и скорректировать визуальную, аудиальную и кинестетическую модальности, сделав восприятие окружающей среды гармоничным; научиться слышать интуицию, тем самым укрепляя веру в себя и свои силы.

Данная терминология "чувства внешние и внутренние" часто вызывает споры. Поэтому целесообразно будет остановиться на этом вопросе и объяснить свое понимание. Обратимся к корифею российской психологии Е.П. Ильину и его фундаментальному труду "Эмоции и чувства", где он  пишет: "Житейское понимание слова "чувство" настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это и обозначение ощущений ("чувство боли"), и возвращение сознания после обморока ("прийти в чувство"), и самооценка (чувство собственного достоинства, чувство собственной неполноценности) и т.п. Многофункциональное использование слова "чувство" выражается и в словах "чувствовать", "предчувствовать", "чувствительность". Так, говорят  "я почувствовал", вместо того чтобы сказать "я ощутил", или "я чувствую" вместо того чтобы сказать "я думаю (полагаю, предвижу)". Говорят также об органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об органах ощущений, об анализаторах. С другой стороны, говорят об "острых ощущениях", хотя ясно, что речь идет об эмоции страха.

Однако понятие "чувство" смешивается не только с ощущениями, но и с интеллектуальными процессами и состояниями человека. Например, у
К.Д. Ушинского (1974) в его труде "Человек как предмет воспитания" подробно рассматриваются такие "умственные чувства", как чувство сходства и различия, чувство умственного напряжения, чувство ожидания, чувство неожиданности, чувство обмана, чувство сомнения (нерешительности), чувство уверенности, чувство непримиримого контраста, чувство успеха. К сожалению, это имеет место не только в прошлом, но и сейчас".

Не споря ни с кем и не доказывая правоту-неправоту по поводу данного вопроса, в предоставленной технологии, уважая мнение всех ученых, мы считаем правомерным принять ту классификацию, которая наиболее оптимальна для работы по формированию ИКСМ. В Словаре русского языка С.И. Ожегова пять чувств человека: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух представлены как внешние чувства. Эту классификацию принимаем и мы, потому что данные пять чувств человека осуществляют непосредственную связь его как особи с внешним миром, являясь не просто каналами восприятия, а каналами переливания вещества, энергии и информации. Это – жизненная сила человека. С нее мы начинаем работу по формированию ИКСМ.

Однако "по мнению ряда ученых, строго научное использование термина "чувство" должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам". Развитие альтруистического отношения к своей профессии и будущим студентам является основой формирования ИКСМ. И цель формирования ИКСМ педагогов – в оптимизации на научной основе данного процесса, заключающейся в максимальной приближенности специалиста-профессионала ко всем обучаемым, поэтому и технология формирования, базируясь на научных данных, должна быть приближена к максимальному количеству желающих ею овладеть.

Итак, если для продуктивной работы по формированию ИКСМ – стиля мышления логического и художественного одновременно, мы должны расклассифицировать чувства, чтобы знать, о развитии каких конкретно идет речь, то за основу мы и принимаем ту классификацию, которая является наиболее оптимальной для достижения главной цели.

В психологическом словаре написано, что "чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью". Следовательно, если чувства, являющиеся каналами восприятия, названы внешними, то, правомерно, по аналогии, чувства, связанные с эмоциями и сердцем, назвать внутренними. Значит, чувства, являющиеся анализаторами – внешние, а чувства как "устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту" [там же] –  внутренние.

Кроме этого, мы еще должны остановиться на том, что в рассуждениях о чувствах их чаще всего противопоставляют логике или с логикой сравнивают, смешивая сами чувства воедино. Как мы выяснили, они не однородны. Но если сравнение-противопоставление внутренних чувств с логикой имеет под собой единую основу, то сравнивание, или уж тем более – смешение, внешних чувств с логикой не правомерно: их видовые категории и функции различны. Логика – внутренняя деятельность мозга. При отсутствии логики нарушается восприятие окружающего мира, но жизнь продолжается. При отсутствии внешних чувств – жизни нет. Человек, лишившийся внешних чувств – мертвый. И хотя внешние чувства – это каналы, соединяющие нас с жизненным миром, по которым к нам поступает жизненная энергия и информация, именно на них мы меньше всего обращаем внимания. Они развиваются как бы сами по себе, спонтанно.

В последние десятилетия XX века ученые обратили на них особое внимание, в связи с чем и произошла классификация внешних чувств как каналов восприятия на три модальности: визуальную, аудиальную, кинестетическую, которые мы конкретно и развиваем.

Казалось бы, зачем работать с внешними органами чувств, если и так информация, поступаемая через них в сознание, не может быть обработана полностью (10 млн. бит поступает, а 126 бит осознается)? Не лучше ли, как это принято в подавляющем большинстве учебных заведений, заняться только тренировкой сознания, увеличением его потенциала? Тем более что наработка внешних чувств, это еще и опасность увеличения силы рептильного мозга. Но все дело в том, что тот объективный мир, в котором мы живем и который воспринимаем нашими органами чувств – это наш субъективный образ объективного мира, всегда преломленный, иногда просто искаженный. Наименьшее искажение происходит у тех, у кого каналы внешних чувств лучше "прочищены". Это как смотреть на мир сквозь стекло. Наиболее адекватно мир увидит тот, у кого "стекло" будет чище, прозрачнее. А если оно затуманено или вообще закрыто, что может увидеть смотрящий?

Целенаправленная работа с внешними чувствами является "очисткой" и "настройкой" системы восприятия окружающего мира,  которая у педагога должна быть чиста. Это помогает развитию многих способностей и способов познания мира: лингвистических, математических, визуальных (пространственных), кинестетических, музыкальных, межличностных, внутриличностных и т.д. Но вероятно, высшей из способностей и величайшей формой профессиональной творческой мысли можно назвать интуицию, которая, являясь чувством внутренним, тоже связана с внешними. Еще древние для того, чтобы развить интуицию, развивали зрение и слух, полагая, что чем чище (сильнее) эти внешние чувства, тем интуиция ярче. Интуиция (от лат. "пристально смотреть") – способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения.

Интуиция – это способность получать и воспринимать информацию, недоступную пяти органам чувств. Особенно она обострена у детей от 4 до 7 лет. И слишком часто именно она оказывается подавленной и разрушенной благодаря вмешательству воспитателей, видящих в ней причину иррационального поведения. Людей интуиция пугает, они рассматривают ее как некое препятствие логическому мышлению. На самом же деле интуиция основана на рациональной мысли и не работает без нее!

Интуиция является закономерной формой проявления обычных способов постижения истины, опосредованной логическим мышлением и практикой. Потому что за способностью как бы "внезапно" угадывать истину, на самом деле стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания. Продолжая (или предваряя) пять внешних чувств и являясь шестым, интуиция находится на стыке чувств внешних и внутренних, сознательного и бессознательного.
Но прежде чем перейти к чувствам внутренним опять обратимся к Е.П. Ильину: "…вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т.е. не выражают пристрастное отношение к кому- или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике.

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к родине, ненависть к врагу и т.д.)".

Как видим, единства взглядов нет и здесь. Внутренние чувства также неоднородны. Но для технологии формирования ИКСМ важны не сами чувства, переживаемые педагогом как особью, а последствия переживаемых им чувств, имеющие место в процессе профессионального взаимодействия. С этой точки зрения, мы распределяем внутренние чувства на конструктивные и деструктивные. Конструктивные – это чувства, вызывающие положительные эмоции, питающиеся созидательной энергией  и способствующие созиданию. Деструктивные – чувства, вызывающие эмоции разрушительные, сами питающиеся энергией разрушения и разрушению способствующие.

К конструктивным чувствам мы относим чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга, гордость, любовь и т.д.
К деструктивным: индивидуализм, эгоизм, вражду, зависть, злорадство, злобность, жадность, ненависть, недоброжелательность, гордыню,  ревность и т.д.

В некоторых классификациях, данные чувства представлены как нравственные, с последующим распределением на положительные и отрицательные. "Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например: П.А. Рудик, 1978) на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические ". Это не противоречит данной технологии, однако полностью не совпадает ввиду того, что такое педагогическое явление как профессиональное взаимодействие, являясь единым само по себе, включает все сферы социальных явлений, а следовательно и все три группы чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические, которые нам важны не столько с точки зрения качества, сколько причины, порождающей следствие: конструктивное либо деструктивное.

Сообразно с этим, работа с внутренними чувствами (увеличение объема, качества и т.д.) у педагогов должна быть направлена как на активизацию интеллектуальных способностей, так и на воспитание в себе чувства любви к студентам, а не на импульсивный выброс эмоций.  И не стоит думать, что креативность – это заведомая приоритетность чувств над интеллектом. Интеллект берет верх – наука, чувства – искусство. И уж совсем не стоит смешивать с творческим потенциалом аффекты. Это чаще всего, дисквалификация любого профессионала, а уж тем более – педагога. Поэтому, в данной технологии работа с деструктивными внутренними чувствами направлена на то, чтобы научиться не просто гасить в себе негативные эмоции, а сублимировать их в позитивные. Дело в том, что педагог в большей мере, чем представитель любой другой профессии должен обладать конструктивными качествами личности. Для этого ему стоит серьезно задуматься о сублимации, так как нет человека без негатива. Сублимировать негатив в позитив продуктивнее всего на самом конструктивном чувстве – альтруистической любви к людям. Кроме того, это создает психологический климат, способствующий личностному росту всех участников образовательного взаимодействия, что само по себе является важнейшей задачей педагогов любого образовательного учреждения.

Модальности. Модальности как каналы восприятия окружающего мира (поступающей информации) – очень важный аспект в профессиональном росте педагога, т.к. основная масса студентов – кинестетики и визуалы, а основной вид работы с ними в российских вузах начала XXI века – аудиальный. Получается коренное несоответствие метода преподавания способу восприятия информации. К тому же гармонично скорректированные модальности дают возможность воспринимать мир объемно.

В качестве примера. Как-то, присутствуя на конференции по одаренности детей, проходившей в г. Воронеже в январе 2002, я услышала историю одной детской одаренности, которая загнала в тупик, по рассказу участницы конференции, не одного преподавателя.

Вот эта история. Один способнейший ученик совершенно не мог воспринимать изучаемый материал с листа, т.е. читая. Учителя должны были ему только рассказывать, что они и делали.  Ученик все воспринимал, очень быстро и практически 100-процентно запоминал, впитывая знания буквально как губка, и требовал еще, задавая множество интересных и сложных вопросов. Он готов был обучаться таким образом часами и целыми днями. Учителям приходилось бежать в библиотеки, чтобы удовлетворить ненасытный интеллект своего обучаемого, но… их силы и возможности, в конце концов, иссякали, а его требования только возрастали.

Я не знаю, знала ли о ведущих сенсорных системах выступающая,  она об этом не говорила. Сказано было только то, что учителя нескольких школ зашли в тупик с этим суперспособным учеником, которого, в конце концов, и перевели в школу для особо одаренных детей. Но и там вырисовалась та же картина. Залу был задан вопрос: одаренный это ученик или нет, ведь воспринимать информацию читая он не способен?
Конечно, ученик, несомненно, был одаренный и в такой же степени проблемный. Но что совершенно ясно просматривалось в данной истории, так это то, что ученик являлся ярко выраженным аудиалом. Остальные каналы восприятия у него по какой-то причине, видимо были заблокированы. Ярко выраженные аудиалы встречаются крайне редко, это всего 1-2% от  общего количества людей (по данным американской статистики). И им самим тоже очень трудно в обществе, так как они в полном смысле "белые вороны", особенно если модальность выражена настолько отчетливо.

В ситуации, о которой идет речь, надо было начинать серьезное и планомерное развитие других каналов восприятия, в первую очередь обратив внимание на тот, который является вторым по развитости после аудиального. И конечно, выяснить, по возможности, причины столь сильной блокировки визуального канала восприятия. То есть: провести тестирование и начать заниматься визуализацией, разработкой тактильных ощущений, заняться развитием образного мышления, которое развивает все системы. Это бы дало возможность ребенку не только нормально учиться, но и жить, взаимодействуя со всем миром, а не с одной его гранью: учителями, его обучающими. Самоочевидно: педагог должен знать об этом и владеть практическими методами корректировки модальностей.

У человека пять основных источников восприятия (внешние чувства), но три модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая, в которой объединены вкус, обоняние, тактильные ощущения. Визуальная модальность означает, что основное постижение мира человеком и обучение осуществляется через зрительный канал. Аудиальная модальность – основное восприятие окружающего мира идет через слуховой канал. Кинестетическая – основную роль в постижении мира играют движения, действия и прикосновения.

Как определить модальность без тестирования. Иногда на модальность могут указывать характерные выражения в речи. Другой способ основан на наблюдении за поведением студентов на лекциях или семинарах. Как кому проще усваивать информацию: читая раздаваемые тезисы лекции или слушая докладчика?

Люди с ведущей аудиальной модальностью предпочитают слушать материал, запись конспектов для них – дело сложное. С ведущей визуальной модальностью предпочитают распечатанные тезисы и эффективно работают с наглядными пособиями, которыми пользуется докладчик. У них, чаще всего, замечательные конспекты.

Кинестетики наилучших результатов добиваются за счет активных действий и взаимодействия с группой.
Собирая какое-либо устройство: визуал – следует иллюстрациям, читает инструкции. Аудиал – просит кого-нибудь объяснить. Кинестетик – обычно начинает собирать устройство сам. Визуалы – обычно  говорят очень быстро. Кинестетики – говорят гораздо медленнее визуалов. Аудиалы – говорят очень медленно и ритмично.

Люди со зрительной модальностью:
- аккуратны и дисциплинированны;
- быстро говорят;
- умеют организовать работу и составлять долгосрочные планы;
- наблюдательны к окружающей обстановке;
- заботятся о своем внешнем виде;
- грамотно пишут, способны буквально мысленно "увидеть" слово;
- лучше помнят то, что видели, чем то, что слышали;
- имеют проблемы с запоминанием устных указаний, пока не запишут их, и часто просят повторить;
- много и быстро читают;
- предпочитают читать сами, а не чтобы читали им;
- стремятся составить общее представление и понять конечные цели и часто проявляют осторожность, пока нет полной ясности с проблемой или проектом;
- машинально чертят или рисуют во время телефонного разговора;
- часто отвечают на вопросы просто "да" или "нет";
- с большим удовольствием предложат вам демонстрацию, чем прочитают доклад;
- изобразительное искусство любят больше, чем музыку;
- часто знают, что сказать, но с трудом подбирают нужные слова;
- иногда отвлекаются в ситуациях, требующих концентрации внимания.

Если человек обычно кивает головой в знак согласия, то, скорее всего, являетесь визуалом, так есть с визуальным методом приема и обработки информации.
Большинство визуалов должны ВИДЕТЬ то, что они изучают, иначе они просто не воспримут информацию. Без визуальной поддержки уровень запоминания у них упадет наполовину или даже ниже. Визуальный процесс значительно расширился с приходом в образовательный процесс телевидения и видео.

Люди с аудиальной  модальностью:
- работая, разговаривают сами с собой;
- легко отвлекаются на шумы;
- при чтении шевелят губами и произносят слова;
- обожают читать вслух и слушать;
- могут воспроизвести тембр голоса и высоту тона;
- испытывают большие проблемы при письме, чем при устном изложении;
- отличаются ритмичностью речи;
- часто являются искусными ораторами (необходимо для педагогов);
- музыку любят больше, чем изобразительное искусство;
- обучаются, слушая, и лучше запоминают обсуждаемое, чем увиденное;
- любят дискуссии и склонны к многословным описаниям;
- испытывают проблемы там, где требуется визуализация, напр. при составлении цельной картины из фрагментов;
- грамотнее произносят слова, чем пишут их;
- анекдоты предпочитают комиксам.

Наблюдается серьезное противоречие: эти люди могут не обращать внимания на внешность, но очень озабочены тем, что о них скажут другие люди. Для них все должно ЗВУЧАТЬ, даже машина.
Такие студенты могут ни разу не взглянуть на преподавателя, но они молча поглощают все, что слышат. Они полностью настроены на то, что слышат, и неактивно пользуются зрительным восприятием.

Люди с кинестетической модальностью:
- медленно говорят;
- реагируют на физические поощрения;
- привлекают внимание прикосновением;
- разговаривая, близко подходят к собеседнику;
- ориентируются по физическим признакам, много двигаются;
- отличаются ранним развитием мускулатуры;
- обучаются, пробуя и действуя;
- в процессе запоминания осматривают и наблюдают;
- при чтении водят по тексту пальцем;
- интенсивно жестикулируют;
- не способны долго усидеть на месте;
- не могут запомнить географические сведения, не побывав в описываемом месте;
- используют слова, означающие действия;
- любят книги, с "бойким" сюжетом, часто эти читатели сопровождают действия героев движениями тела;
- могут иметь отвратительный почерк;
- хотят все "попробовать сами";
- любят игры, в которых могут принять участие.
- им думается лучше, когда они не сидят, а прохаживаются.

Кинестетическая модальность, объединяющая вкус, обоняние и тактильные ощущения. Обонятельный орган был первым в иерархии развития. У собаки нюх обусловлен работой 220 млн. рецепторов, на службе у человеческого обоняния – 10 млн. Воспоминания о запахе находятся в хранилищах лимбической системы. Дурной запах – это, по данным экспериментов, личный жизненный опыт, опасность. И кроме всего, это правое полушарие мозга.

Эти люди часто кажутся медлительными, даже скучными. Это потому, что им надо "ухватиться" за информацию, а потом "прочувствовать" ее, прежде чем они примут решение. Большинству необходимо использовать свою неврологию (тело), и они ерзают. Они вообще лучше всего работают, если могут пользоваться обеими руками. Часто они отстают в обучении от двух других типов, потому что для того чтобы "ухватить" суть предмета, им нужно время. В связи со всем этим, кинестетики подвержены риску самого большого отставания в развитии, ведь для них сидеть смирно и слушать, как того требует преподаватель, – это блок. Ему для понимания просто необходимо что-то делать.

Базовые словари.Гармонично скорректированные модальности дают возможность педагогу не только воспринимать мир объемно, но и говорить с  обучаемым на его индивидуальном языке. Дело в том, что каждая модальность имеет свой язык, так называемый "базовый словарь", поэтому высокопрофессиональному педагогу необходимо знание базовых словарей и умение их применять в повседневной работе со студентами.
Естественно, что каждый нормальный человек пользуется словами  всех модальностей, когда говорит о соответствующих им ощущениях, но в данном случае речь идет о  предпочтениях, которые отдаются словам, совпадающим с основой восприятия человека, его ведущей модальностью.

Что значит для педагога знание базовых словарей. Прежде всего – это взаимопонимание. Мы изучаем иностранные языки для того, чтобы общаться с людьми других национальностей. Знание базовых словарей дает возможность общаться с людьми своей национальности, понимая их, и давая им возможность понять нас.
Пример: Педагог-визуал: Вы только посмотрите! Что я вижу, заходя в класс! Что за безобразие!
Ученик-кинестетик: А я полагаю, что все нормально; нам так удобно!
Чтобы найти индивидуальный подход к каждому обучаемому, педагогу  совершенно необходимо уметь разговаривать и мыслить на всех "языках" и в повседневной жизни, и в профессиональном общении.

В качестве примера. Прочитайте сценку из жизни (Питер Томпсон. Самоучитель общения), наглядно подтверждающую необходимость владения базовыми словарями. 

Вариант 1. Продавец и покупатель не знакомы с концепцией базового словаря:
Покупатель: Чувствую, что мне пора уже сменить автомобиль.
Продавец: Я понимаю, что вы имеете в виду.
Покупатель: Мне нужна надежная и прочная машина.
Продавец: Посмотрите вот эту.
Покупатель: Хм, она обещает приятный отдых после рабочего дня.
Продавец:  Да, выглядит великолепно, не правда ли? Я прямо вижу вас в ней.
Покупатель: Можно я сяду в неё и попробую, какова она в управлении.
Продавец:  Да.Представляю, как посмотрят на вас ваши друзья, когда вы прокатитесь перед ними.
Покупатель: Я пока не могуприйти  к определенному решению. Нужно ещё  походить и подумать.
Продавец: Конечно. Надеюсь увидеть вас снова.
Покупатель: Я обращусь к вам, когда буду готов сделать решительный шаг.
Здесь нам совершенно ясно, что покупатель и продавец говорят на разных языках, они как иностранцы – не понимают друг друга.
А если продавец, заинтересованный в продаже своего товара, знаком с концепцией базовых словарей? Он ведет себя совершенно иначе.

Вариант 2. Покупатель: Чувствую, что пора бы мне сменить автомобиль.
Продавец (услышав слово "чувствую"): Великолепно. Очень хорошо, что вы пришли именно к нам. Мне кажется, мы сможем подобрать то, что вам нужно.  Что бы вы хотели приобрести?
Покупатель: Быструю машину, но которая дает ощущение надежности.
Продавец: Вот,сядьте, пожалуйста, в эту и ПОСМОТРИТЕ, как вы будете себя в ней чувствовать
Покупатель: Великолепное ощущение!
Продавец: Вам бы нравилось ездить в ней?
Покупатель: Конечно, давайте посмотрим, как она на ходу.

Как и в жизни, здесь использованы слова и не относящиеся к одному базовому словарю, но упор сделан именно на базовых, которые наиболее крепко связаны с подсознанием.
На этом примере сразу становится ясным, что если педагог в разговоре с обучаемым или его родителем будет использовать слова, относящиеся к ведущей модальности своего собеседника, ему удастся установить с ним контакт на очень глубоком подсознательном уровне. Шансы всякого профессионала добиться успеха в любых переговорах значительно падают, если он не умеет говорить на "языке" собеседника. Различия в основах восприятия и базовых словарях людей зачастую приводят к различным недоразумениям и спорам. Супруги – визуал и аудиал – пришли покупать музыкальный центр: одному важно,  как он выглядит, другому как звучит.
Поначалу базовые словари заучиваются наизусть целенаправленно, а далее они пополняются уже автоматически.

Таким образом, были использованы слова из всех трех базовых словарей. Сделано это для того, чтобы идея пособия стало понятна каждому. И еще: нет хороших или плохих модальностей, – они просто разные. Самое главное –  узнать, какая доминирует у вас, и оптимально использовать ее, развивая при этом другие.
Забавный тест в помощь. Если участникам трудно на слух определять ведущий базовый словарь, Питер Томпсон предлагает такой быстрый тест, который мы назовем "Я хочу купить автомобиль". Или "Я хочу купить мебель" (в зависимости от того, кто что хочет купить).

Представьте себе, что какой-то эксцентричный миллионер подарил вам полмиллиона с единственным условием: вы должны потратить их на приобретение автомобиля (мебели). (Деньги именно, "свалились" на голову, а не долго и нудно копились человеком). Какой автомобиль (мебель) вы бы купили? Назовите три основные причины.
Я хочу купить ….
Причина I....
Причина 2...
Причина 3...
Если мы проанализируем несколько возможных ответов, то сможем увидеть их корреляцию с ведущей модальностью.
Слова и выражения типа "форма", "цвет", "я должен в ней хорошо выглядеть" указывают на визуала.
Слова "надежный", "прочный", "просторный", "я должен себя в ней хорошо чувствовать" указывают на кинестетика.

Слова "должна быть великолепная стереосистема", "важно, как будут отзываться о машине другие" указывают на аудиала.
Если же использованы слова и выражения, которые участники не знают, к какой модальности отнести, типа "роскошь", "экономичность" и тому подобное, пусть задают вопрос тестируемому: "Почему именно это важно?" И задают уточняющие вопросы до тех пор, пока в ответах не появятся слова, напрямую связанные с одним из пяти основных чувств.
В качестве помощи. Кроме вербальных имеются и внешние индикаторы (признаки), указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) – визуальную, аудиальную, кинестетическую – использует человек.

3.3.1. Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия и развития интуиции.

В большинстве своем, люди воспринимают информацию и ведут общение, используя все три способа. Некоторые предпочитают один способ для сбора информации, а другой – для ее интерпретации. Например: ПОСМОТРЕТЬ на новый автомобиль, а затем купить его, так как ЧУВСТВУЕТСЯ, что эта машина то, что надо.
Но для гармоничного потенциала будущего педагога требуется развить в себе гибкость и способность использования всех трех способов сбора и обработки информации.
Работу по корректировке начинать надо с ведущей модальности, а потом подсоединять остальные, по мере их близости к ведущей, что у каждого индивидуально. При организации занятий именно таким образом корректировка модальностей происходит много быстрее, чем когда работа идет хаотично.

Рекомендации по корректировке.
Визуалу, т.е. тому, у кого доминирующей модальностью является визуальная, необходимо хорошо представить знакомый предмет во всех красках, чертах и постепенно «выводить» его на другие каналы. А именно: аудиализировать – т.е., рассказывая вслух, менять при этом ритм и интонацию; кинестезировать – т.е. представляя предмет, ясно ощущать его  вкус, запах, текстуру.

Кинестетику,  т.е. тому, у которого доминирующей модальностью является кинестетическая, лучше всего начать работу с будущим творением через написание или "воздушные скульптуры", то есть, через кинестетический канал восприятия. Закрепившись в кинестетике, вывести на визуальный канал – нарисовать. Потом на аудиальный – рассказать вслух (с интонациями). Опять перевести внутрь при помощи внутреннего потока образов.

Аудиалу, т.е. тому, у кого приоритетно развита аудиальная модальность, вначале лучше "наговорить" знакомый образ, "напеть". Затем  перевести в другие модальности. Внутренний просмотр потока образов здесь  тоже очень хорош.
Вербальный интеллект – это, как правило, интеллект аудиала, поэтомувизуалу и кинестетику надо именно на вербалику обратить серьезное внимание. Такое качество как спонтанная визуализация (ярко "видимый" поток образов) – интеллект визуала, следовательно, аудиалу и кинестетику для гармонизации его необходимо развивать. Яркие ощущения, чувства – прерогатива кинестетика, тогда как  визуалу и аудиалу над ними необходимо поработать.
Можно проводить целенаправленные занятия с художественными образами, потому что развитое образное мышление как бы автоматически "включает" все модальности. Но и в этом случае, для быстрейшей корректировки, упор надо делать на более слабые, развивая и подтягивая их к уровню сильных.

Упражнения на снятие напряжения, мышечных зажимов и обеспечение мышечной свободы.
Одновременные действия.
1. Необходимо ощутить, что такое напряжение и свобода мышц: напрячь,  хорошо прочувствовать ту или иную группу мышц, а затем расслабиться.
2. Напрячь все мускулы, и разделить число 3740 на 22 (170).
3. Тянуть книгу из рук партнера и в то же время мысленно воспроизводить строки знакомых стихов или последовательно вспоминать все события вчерашнего дня.
Умение управлять телом.
1. По счету до двадцати (пятнадцати, десяти) расслабить мускулатуру (от головы до кончиков пальцев ног), а затем напрячь ее (счет может быть произвольным и может меняться).
2. Сидя на стуле, поочередно напрягать мышцы шеи, плеч, спины, правой ноги, левой и др.:
– напрячь одновременно мышцы правой ноги и левой руки (потом наоборот);
– перевести напряжение с правой руки на левую и т.д..

Проверьте работу мышц кистей рук:
а) подвигать всеми пальцами в отдельности, согнуть их последовательно;
б) потрясти кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды;
– помахать кистями рук на лицо, как будто бы очень жарко;
– нарисовать кистями рук лежачую восьмерку, сделать "веер";
– взять предмет только пальцами (работают кисти);
в) сцепить кисти и сделать руками непрерывную волну (можно всем вместе, а можно по очереди, как бы передавая ее друг другу).
3. Оставляя все тело свободным, действовать только одной рукой, одной ногой, затем головой и т.д.
4. Положить правую ногу на левую и ступней правой ноги нарисовать  буквы О– Д – А и др. 3атем то же – левой.
5. Произвести какое-нибудь действие руками, пусть окружающие догадаются, какое. Например: примирение, угроза, удивление и т.д.

Упражнение "Я с каждым говорю на его языке". Преподаватель дает задание: написать текст на тему "Менеджер гостиницы убеждает вновь прибывших клиентов":
- аудиалов;
- визуалов;
- кинестетиков.
Ученики обязаны использовать словари модальностей, чтобы убедить клиента остаться именно в его гостинице.
Тему текста педагог может менять и варьировать. Главное – научить будущих педагогов говорить на всех трех языках, чтобы они почувствовали  разницу.

Упражнение "Определение модальностей".
Преподаватель или студент рассказывает о каком-либо событии из прошлого (лучше всего из детских воспоминаний). В ходе повествования слушающими и определяется основная модальность – по вербальным ключам доступа, т. е. по тем словам, которые используются.
Для развития визуального восприятия. Необходимо научиться представлять различные предметы во всех подробностях, т.е. развить визуально-пространственное представление: форма, цвет, определяющие черты.

Используются упражнения:
1. Задаются вопросы, включающие визуальную память:

  •  Какого цвета волосы у Мальвины?
  •  Какого цвета ваша входная дверь?
  •  Как расположены полоски на теле у тигра?
  •  Сколько этажей в доме, в котором вы живете?
  •  У кого из ваших друзей самые короткие волосы?

2. Предлагаются темы на визуализацию образов:

  •  Как бы выглядела ваша комната с зелеными в цветочек обоями?
  •  Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.
  •  Как бы вы произнесли по буквам свое имя, начиная с конца?
  •  Если географическую карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток.

Для развития визуального восприятия. Здесь необходимо давать задания, улучшающие остроту и качество слуха.

Используются упражнения:
1. Задаются вопросы, включающие аудиальную память:
- Какая получится сила звука, если десять человек крикнут одновременно?
- Как будет звучать ваш голос под водой?
- Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раза быстрее.
- На что будет похож вопль гиены в сарае из железа?
- Как будет звучать электропила в сарае из железа?
2. Задаются вопросы, включающие аудиальное воспоминание:
- Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?
- Можете ли вы услышать мелодию вашего мобильника?
- Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя?
- Какая дверь в вашем доме скрипит громче других?
- Как звучит сирена "Скорой помощи"?

Для развития кинестетического канала восприятия.  Здесь типичны задания на определение совокупности тактильных ощущений, вкуса, запахов: мягко, твердо, сухо, сыро, кислый, сладкий, бензин, запах, щипы розы, – с постепенным переходом на кинестетические образы, включая запах и вкус.

Используются упражнения:
1.Задаются вопросы, включающие кинестетическую память:
- Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки?
- На что это похоже – опускать свои ноги в холодную воду?
- Какие ощущения испытаешь, натянув шерстяной свитер на голое тело?
- Какая рука сейчас теплее: правая или левая?
- Насколько приятно было бы вам устроиться в ванной с холодной водой?
- Как вы себя чувствуете после вкусного обеда?
- Вспомните запах вашего любимого парфюма.
- Что вы чувствуете после того, как хлебнули ложку пересоленного супа?
2. Предлагаются вопросы, включающие конкретно тактильную память:
- Какие ощущения у вас при соприкосновении с деревом?
- Что можно ощутить под воздействием снега?
- Возьмите на руки цыпленка. Что почувствовали?
- В темной мастерской необходимо найти наждачную бумагу. Как?
- "В лесу родилась елочка…", – ваши ощущения.
3. Проводятся упражнения для развития осязательного воображения:
- Опишите осязательные ощущения: покалывания, мягкой ваты, нежного пуха, шелка и т.д.
- Представьте радугу. Рассказать и записать ощущения.
- Цветоощущения: работа по цветным карточкам. Для этого тренируемому даются цветные карточки одинакового формата, завязываются глаза и на ощупь предлагается отличить одну карточку от другой, ведь цвет у них разный.
- Собрать рюкзак (выбрать 20 предметов из 25 наощупь).

Упражнения, развивающие  модальности.
Упражнения, развивающие (улучшающие) визуальную модальность.  Преподаватель чередует так, как считает нужным.
Упражнение «Впервые вижу». Преподаватель дает любой предмет (какую-нибудь ручку, тетрадку и т.д.)  Главное, чтобы участники смотрели на предмет так, как будто видят его впервые. Пусть хорошо рассмотрят форму, цвет, особенности и детали. Потом, прикрыв предмет, расскажут о нем все, что запомнилось, привлекло внимание. (Иногда рождаются целые истории).
После этого вновь пусть посмотрят на предмет, проверяя и сравнивая свой рассказ с характеристикой реального предмета.

Упражнение «Я их знаю». Преподаватель раздает открытки с изображенными на них людьми. Предлагается не просто рассмотреть изображенных на открытках людей, а представить: сколько им лет, где работают, имеют ли хобби и т.д.
Потом открытки убираются, и участники по памяти рассказывают увиденное и представленное.

Упражнение «Я – фотоаппарат».  1. Преподаватель предлагает внимательно рассмотреть сидящего рядом соседа (как он одет, какие цвета преобладают в одежде, в какой позе он сидит). Потом, отвернувшись от него, с точностью описать.
Вся группа выступает в роли эксперта.

2.  Преподаватель раздает картинки с узорами. Предлагается  рассмотреть узор в течение 2–3 минут, затем, убрав, нарисовать его по памяти.

3. Преподаватель раздает картинки (фотографии) с изображенными на них людьми. (Очень подойдут сцены из спектаклей). Предлагается повторить позы изображенных на открытках людей.

4. Преподавателем из спичек составляется какая-нибудь фигура или композиция (или он просто бросает спички с небольшой высоты – сложится  своеобразная спонтанная композиция). Эта композиция в течение 1–2 мин. изучается одним или несколькими участниками семинара. Потом, закрыв ее, преподаватель предлагает участникам сделать из других спичек такую же.

Упражнение «Я – видеокамера». Группа делится на эксперт-операторные пары. Эксперт по своему усмотрению исполняет 3 позы, внутренне их оправдывая. Оператор внимательно наблюдает, затем повторяет эти позы, найдя свою логику. (Случается, что логика обоих совпадает, а бывает и  диаметрально разной).
Затем пары меняются ролями.

Упражнение «Мне очень интересно». Предлагается всем участникам найти в помещении какой-нибудь объект внимания и увлечь себя им: придумать, почему он может быть интересен, доказать самому себе, а потом и остальным, что данный предмет стоит внимания. Чтобы избежать простого "глядения" на предмет, надо подробно описывать самому себе его качества.

Упражнение «Мы – коллектив». Развитию навыков собранности, сосредоточенности, а также умению работать в коллективе могут способствовать такие, например, упражнения, которые делаются на скорость, без раздумывания:

а) встать в строй: по росту, в алфавитном порядке (по именам, фамилиям), по цвету волос (от самых светлых к самым темным);
б) назвать самый дальний и самый близкий объекты в поле своего зрения;
в) перечислить в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита;
г) точно воспроизвести ряд движений, проделанных товарищем (как отражение в зеркале);
д) запомнить расположение предметов на столе, с тем чтобы выйдя из комнаты и вернувшись, точно рассказать об изменениях, произведенных в  момент отсутствия;
е) рассмотреть глаза товарищей, рассказать по памяти: форма, цвет, выражение.  Затем проверить наблюдения, найти тонкости, не замеченные с первого раза.
Упражнение «По К. Паустовскому».  Этот удивительный писатель советовал: "Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что это вам обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе – всюду смотрите на людей именно так. И вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь.

Упражнение «На улице». Упражняться в мгновенном фотографировании особенно хорошо на улице. Надо приглядеться к лицу незнакомого человека в транспорте, в очереди и т.д. Отвести взгляд и восстановить изображение в памяти. Так же надо "фотографировать" афиши, витрины, дома и т.д.

Упражнение «Сканирование». Преподаватель предлагает некоторым участниками семинара после перерыва немного задержаться и не входить в аудиторию. Потом, войдя и бросив на всех молниеносный взгляд, участники эксперимента должны определить, кто больше, кто меньше настроен на занятие, а кто полностью "выключен" из взаимодействия.

Упражнения, развивающие (улучшающие)  аудиальную модальность.Преподаватель чередует их так, как считает нужным.
        

Упражнение «Я слышу». Вслушаться и запомнить звуки улицы, коридора. Потом рассказать услышанное всем участникам.
Упражнение «Поиск по звуку».  Одному из участников показывают вещь и отсылают его за дверь. Вещь прячут. После этого участник приглашается. Один из сидящих должен следить за ищущим и, в зависимости от того, приближается тот или отдаляется от спрятанной вещи,  то усиливать, то делать тише какой-нибудь звук (например, стучать по парте). В этом упражнении, участник, следящий за ищущим, тренирует зрительное внимание.
 

Упражнение «Дифференциация». 1.Вслушаться в уличный шум и выделить шум машины, голоса людей, пение, другие какие-то звуки.

2. Переключить внимание с шума улицы на звуки внутри помещения: в аудитории, в коридоре, на верхних и нижних этажах. Постараться услышать и определить, что там происходит.
         

Упражнение «Самый-самый звук». Вслушаться в окружающие звуки и выделить самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий, самый приятный и самый неприятный.
         

Упражнение «Имитация». Группа делится на эксперт-операторные пары. Эксперт издает звуки (говорит, поет, декламирует и т.д.). Оператор слушает и  воспроизводит его интонацию, произношение, тембр, дикционные особенности.

Упражнение «Многозвучие». Словосочетание "Интересная книга" повторить с как можно большим количеством интонационных решений.

Упражнения, развивающие (улучшающие) кинестетическую модальность.
Базовые упражнения для ладоней.
1. Плечи свободно опущены вниз, локти сведены на сколько это возможно и фиксированы на нижней части грудной клетки, предельно перпендикулярны телу, ладони параллельно друг другу, пальцы слегка раздвинуты. Ладони совершают легкие плавные колебательные движения под воздействием полей и постепенно разводятся на ширину плеч (или на расстояние чувствительности), а потом сводятся в исходное положение.
При разведении ладоней производят два колебания внутрь, а затем одно более широкое в стороны. При сближении, наоборот: два – в стороны и одно – более размашистое, внутрь.
2. Ладони развернуты по отношению друг к другу крест-накрест и согнуты так, как будто в них вложен шар, пальцы расставлены. Шар тяжело давит на нижнюю ладонь. Два-три колебательных движения с опусканием рук под тяжестью шара вниз. Затем поднять руки, мягко перетряхнуть шар из ладони в ладонь и повторить движения уже относительно другой руки. При передаче шара с руки на руку ладони разворачиваются так, чтобы кончики пальцев одной руки проходили под кончиками пальцев другой.

Упражнение "Мои руки чувствуют". Преподаватель дает несколько типов упражнений этого цикла. Совсем не обязательно на одном занятии.
1. Определить ладонью, держа ее на расстоянии 10 сантиметров, где пустой коробок, а где – со спичками.
2. Определить температуру в комнате.
С завязанными глазами:
1. Определить на ощупь достоинство денежной монеты.
2. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под салфеткой.
3. Определить по контуру буквы, вырезанные из картона.
4. Определить на ощупь материал, форму, предмет.
5. "Найди свою пару". Участники становятся в круг и вытягивают перед собой руки ладонями вверх. Затем каждый по очереди идет по кругу с  закрытыми глазами и ладонями по ощущению тепла определяет, кто его энергетическая пара.

Упражнение "Инопланетяне". Участники делятся на две группы. Одна группа – земляне, другая – инопланетяне.  Инопланетяне собирают всевозможные предметы, которые складывают в какую-то емкость. Земляне закрывают глаза. Инопланетяне передают им емкость с предметами, назначение которых земляне должны определить на ощупь. 

Упражнения "Стимуляция чувств". Преподаватель предлагает всем участникам:
1.Сконцентрироваться на кончике носа и почувствовать запах, который он назовет. Например: кофе, бензин, сирень, чеснок.
2. Сконцентрироваться на кончике языка и ощутить вкус, который он назовет. Например: лимон, кофе, мед, лук.

Упражнение "Телефон". Усадив всех присутствующих в одну линию друг за другом, педагог пальцем на спине последнего пишет начальную букву задуманного им слова. Например: "стол" – С. Получивший эту букву пишет ее на спине следующего и т.д. Затем преподаватель пишет вторую букву и т.д. Необходимо таким образом всем прочувствовать написанное преподавателем слово. А что было написано, в конце скажет тот, чья спина от преподавателя была далее всего, т.е. тот, кто в шеренге был первым.

Упражнение "Мой товарищ". Устанавливается импровизированная ширма. Все прячутся за ширму, по очереди показывая только руку, по которой надо узнать хозяина этой руки. У кого будет большее число узнаваний?

Упражнение "Малярная кисть" (по Н.Е.Щурковой). Надо соединить руки, вытянуть вперед кистями – это воображаемая малярная кисть; красить этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхность, добросовестно "красить", плотно проводя кистью по воображаемой стене.

Упражнение «Облако». Представить, что на ладони вытянутых рук село облако – нежное, ласковое, пушистое; его надо подбросить и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; а теперь погладить нежно его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться.

Упражнение «Дай – нет». Надо вытянуть руку, ладонь повернуть в просительном положении, вообразить, что на ладонь кладут... змею. Резко отдернуть руку с возгласом "нет!". Теперь вообразить, что кладут… пирожное. Улыбнуться, сказать спасибо и съесть пирожное. Чередовать движение: "дай" – "нет" – поочередно для правой и левой руки.

Упражнение «Все хорошо». Все участники поочередно подходят друг к другу, протягивая ладони навстречу; в момент соприкосновения ладоней мысленно посылают добрые пожелания друг другу.

Упражнения, развивающие несколько модальностей одновременно. Некоторые из упражнений повторяют те, которые были уже описаны.
      

"Давайте познакомимся".  Все становятся в круг, по которому бросается мяч. Тот, у кого мяч в руках говорит: «Я – Витя, а ты?» и бросает мяч тому, чье имя хочет узнать. Получивший мяч делает то же самое.. и так до тех пор, пока все не назовут свои имена.
С закрытыми глазами.  1.Построиться по росту.
2. Построить геометрическую фигуру.

Упражнение «Выброс пальцев» (а также «Поворот вокруг оси»). Цель: снятие первоначального эмоционального напряжения и отработка навыков взаимодействия с помощью вербального и невербального общения.
По команде "три–четыре" участники, стоящие в одну шеренгу, выбрасывают пальцы одной руки, с закрытыми глазами совершают поворот на 360 градусов, после чего осматриваются.
Задача: добиться выброса всеми участниками одинакового числа пальцев (размещения в одну шеренгу или колонну по одному).
 

Упражнение «Зеркало» (кинест. – визуал). М.О. Кнебель рекомендует: два студента стоят друг против друга. Один "смотрит в зеркало", другой выполняет роль зеркала. "Зеркало" повторяет все движения смотрящегося. При этом думайте о том, что каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим "ритмом", и чтобы правильно понять человека, надо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Упражнение «Я чувствую». Преподаватель показывает мелкую вещь, которую можно спрятать в ладони. Один участник семинара выходит из аудитории, а вещицу передают кому-то из оставшихся в аудитории. После этого вышедшего участника просят войти. Войдя, он должен при помощи своих тактильных ощущений или движении глаз других участников, определить, у кого в ладони зажата вещица.

Упражнение «Воздушные скульптуры». Закройте глаза и своими руками создайте некое произведение искусства прямо из воздуха. Партнер должен понять, что создано, и подправить, если допущена ошибка. Стараться, чтобы произведение было безупречно. Когда закончите, задержите перед своим мысленным взором воображаемое ваяние и опишите его вслух во всех подробностях. Лепить можно из глины, пластилина и т.д.
Здесь надо суметь создать, описать и сравнить с подобными или знакомыми предметами.

Упражнение «Музыкальные фантазии». Этот метод стимулирует синестетические реакции более непосредственно, нежели любой другой прием. Закрыв глаза, надо прослушать богатую темами музыку. Опыт показал, что в таком случае наиболее эффективны классическая музыка (примерно 1750–1825 годов), прогрессивный джаз и музыкальные произведения французских импрессионистов. Для активного стимулирования синестетических способностей необходимы насыщенность и сложность звучания, пробуждающая приятные и причудливые зрительные образы.

Имитация. Вначале повторите позы изображенных на открытках людей. А затем, глядя в окно, тех, кто идет или стоит на улице.

Задания на дом.
"Завтрак вслепую". Надо завязать себе глаза перед едой. Во время еды необходимо описывать подробно каждое ощущение, пока независимый поток образов не захватит воображение полностью.

"Распознавание на расстоянии". Выбрать на кухне несколько видов специй с приятным ароматом. Открыть крышки и расставить
баночки в ряд перед собой. Затем с закрытыми глазами переставить баночки и постараться найти одну определенно заданную при помощи обоняния.
Обычно возникает интенсивный и разнообразный поток образов, вызванных ароматами. Запахи пряностей особенно активно пробуждают старые воспоминания.     

"Поиск на ощупь". Метод заключается в том, чтобы просто завязать себе глаза и пройтись по дому, ощупывая различные предметы.
Целесообразно проводить групповые занятия по развитию образного мышления: спонтанного (когда каждый работает с тем, что ему подсказало подсознание) и направленного (когда образ задается преподавателем). Развитое образное мышление автоматически "включает" все модальности. Но и в этом случае, можно составить группы по приоритетности модальностей, делая упор на слаборазвитые для их усиления.

Конкретно для тренировки полушарий. Логическое полушарие – это аудиальное восприятие и наполовину визуальное. Артистическое полушарие – это кинестетическое восприятие и наполовину визуальное.
Внутренний диалог тренирует кинестетический канал восприятия:
- Каким тоном вы разговариваете сами с собой?
- Прочитайте любой детский стишок про себя.
- Когда вы говорите сами с собой, откуда звучит ваш голос?
- Что вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?

Вопросы, включающие визуальное воспоминание:
- Какого цвета волосы у Мальвины?
- Какого цвета ваша входная дверь?
- Как расположены полоски на теле у тигра?
- Сколько этажей в доме, в котором вы живете?
- У кого из ваших друзей самые короткие волосы?

Вопросы, включающие аудиальное воспоминание:
- Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?
- Можете ли вы услышать мелодию вашего мобильника?
- Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя?
- Какая дверь в вашем доме скрипит громче других?
- Как звучит сирена "Скорой помощи"?

Развиваем интуицию.
Упражнение «Понять партнера». Надо определить при контакте глазами, кто из присутствующих вас поддерживает, а кто – нет. При этом желательно молчать и сохранять невозмутимое выражение лица. Один из  участников выходит из аудитории на 10 секунд, остальные в это время договариваются, кто будет его поддерживать, а кто – нет. Далее анализируется, смог ли эксперт определить эти две группы участников тренинга.

 "Автоматическое письмо" .Необходимыеатрибуты: кресло, фанера, лист, карандаш (или хорошо пишущая шариковая авторучка).

"Автоматическое письмо" – это контакт со своим подсознанием. Оно помогает не только в творчестве, но и в самоисследовании. Поэтому педагогу о нем необходимо не только знать, но и владеть им в совершенстве, чтобы всегда быть в контакте с самим собой. Автоматическое письмо – совершенно необычное явление, когда рука движется сама, помимо вашей сознательной воли, не отрывая карандаша от бумаги, и слова тянутся сплошной слитной цепочкой. Автоматическое письмо является идеальным способом общения с подсознанием, ведь подсознание спонтанно и свободно может предложить нашему вниманию все, что само считает наиболее важным. Чтобы научиться автоматическому письму, надо сесть на мягкий, удобный стул  (за столом работать труднее, поверхность его ограничивает свободу рук), положить на колени кусок фанеры, а на нее – большой лист бумаги, взять мягкий карандаш или хорошо пишущую шариковую авторучку и поставить ее вертикально в левый верхний угол листа, зажав его большим и указательным пальцами. Теперь мысленно попросить подсознание взять мышцы руки под контроль и написать что-нибудь на любую тему. Но прежде надо произвести небольшую разминку: вывести на листе собственное имя, несколько окружностей, затем вернуть кисть в исходное положение и с этого момента не предпринимать больше никаких сознательных усилий. Может быть, придется ждать несколько минут. Помогать руке можно только мысленно: "Сейчас карандаш двинется по бумаге". Рано или поздно наступит момент, когда в мышцах почувствуется легкое покалывание, может показаться, что кисть "отнялась" и принадлежит уже не вам. Когда рука двинется, вначале могут быть какие-то линии, закорючки, геометрические фигуры, потом буквы. Увидев первые буквы,  откажитесь от попыток угадать, что появляется на бумаге. Читать и расшифровывать послание своего бессознательного надо позже.

Если по прошествии 20 минут рука так и не двинулась с места, значит, первая попытка не удалась. Попробуйте еще и еще раз, но позже. В любом случае не  стоит расстраиваться – без подготовки начинает писать автоматически лишь один человек из пяти.
Занятия автоматическим письмом требуют времени и условий.    

Поисковый режим. Поначалу по 7 человек, не более. Но лучше, если есть возможность работать с каждым участником отдельно.
Эксперт (ведущий) берет какую-то свою вещь, показывает ее и, когда все отворачиваются или выходят, прячет ее. Оператор (или группа операторов) должен эту вещь отыскать при помощи интуиции. Для этого он должен представить себя в темной комнате и увидеть (ощутить) луч света,  указывающий на спрятанную вещь. 
Отработать упражнение вначале с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

Упражнение «Я чувствую, что происходит». Один из участников группы стоит лицом к аудитории, изображая преподавателя, за его спиной "ученик" работает у доски. Эксперт ("учитель") должен почувствовать, когда "ученик" отвлекается, что он делает в данный момент.

Упражнение «Чтение мыслей».  Преподаватель или Ведущий задает вопросы одному из членов группы о нем самом. Тот должен дать однозначные ответы. (Например: я оптимист – я пессимист, я люблю серьезную музыку – я люблю легкую музыку). Но прежде чем участник ответит, члены группы должны отгадать его ответы, предложив свой вариант.

Упражнение «Ожившая фотография». Преподаватель предлагает участникам взять в руки фотографию незнакомого человека (вырезка из журнала или газеты).
1. Вглядеться в лицо и:
- понять настроение, чувства;
- ощутить в себе эмоциональный отклик на состояние этого человека.
2. Описать свои возникшие чувства, стремясь точно передать все оттенки и нюансы.
3. Войти в образ этого человека:
- представить себя в его ситуации, в его настроении;
- попробовать вести себя так, как мог бы вести себя данный человек.
4. Обратить внимание на позу, одежду. Постараться определить характер, род занятий, стиль жизни этого человека, придумайте его биографию.
5. Как считает эксперт, смог бы он быть с ним в дружеских отношениях? А если бы вы оказались коллегами по работе? Если бы этот человек был педагогом, как бы он относился к своим обязанностям и какой бы предмет преподавал? Что еще можно сказать об этом человеке?

Упражнение «А что там, за…». Преподаватель раздает различные картинки: фотографии, репродукции и т.д. Участникам предлагается, всмотревшись в картинку, представить, а что там, за гранью этого видимого сюжета?
Упражнение «Жизнь в картине». Преподаватель раздает различные картинки: фотографии, репродукции и т.д. Участникам предлагается "входить" в картинки и "выходить", уловив разницу в пульсе.
Меняться картинками и продолжать упражнение дальше.

Упражнение «Побывать везде». Преподаватель вывешивает плакат. Участникам предлагается:
1. "Войти" в него и задействовать все внешние чувства: зрение – что видите; обоняние – какой воздух, аромат; слух – какие слышите звуки; вкус – какой это все имеет вкус; тактильность – что ощущает ваша кожа.

2. "Вышли", рассказали всем, сравнили свои рассказы.

 

 

Продолжение журнал №6/11


Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова А.А.

Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова - универсальное средство диагностики и мониторинга уровня безопасного существования человека в современном обществе (учеников школ, студентов, специалистов различных дисциплин, профессий) и служить наглядным количественным и качественным показателем уровня его возможностей на сегодняшний день.

Исследователи, а ими могут быть: преподаватели любой дисциплины, родители, обучаемые, руководители организаций, – свободны в выборе качественных (можно изменить, добавить, уменьшить рассматриваемые позиции), и количественных показателей. Единственно, нельзя их изменять при повторном тестировании одного и того же человека.

 

Познакомься с проектом сайта электронного малотиражного издательства интеллектуальной собственности - ЭМТИИС, которое предлагает Вам оперативно, легко и просто, без специальных познаний, умений с Вашей стороны, больших средств и капиталов реализовать себя в собственном проекте http://www.dronovatatyana.ru

Автолюбителю, отпускнику, дачнику на заметку(коротко о главном)>>>

информация>>>

Студентам >>>

| На главную | ЖурналДаНет Журнал ЛБиЗ|Библиотека | ИКСМ |

 

© 2009—2015 Александр Дронов