курс дистанционного обучения:
"Формируем интегрально-креативный стиль мышления"

№4

начало журнал №1 №2 №3

3.2. Овладение инструментарием технологии формирования ИКСМ:  эйдос-тестом, таблицей уровней ИКСМ.

3.2.1. Эйдос-тест как метод мониторинга ИКСМ.
3.2.2. Алгоритм построения и анализа эйдос-теста.
3.2.3. Четыре уровня формирования ИКСМ.
3.2.4. Использование программы Microsoft Excel для расчета необходимых данных и построения эйдос-теста.
3.2.5. Тесты для мониторинга.
3.2.6. Пример использования эйдос-теста в иных целях.

 

3.2. Овладение инструментарием технологии формирования ИКСМ:  эйдос-тестом, таблицей уровней ИКСМ

Данный блок технологии преследует единственную цель: мониторинг, т.е. диагностику во времени. «Диагностика – это (от гр. diagnostikos – способный распознавать) процесс установления диагноза болезни. Или: выявление и изучение признаков, характеризующих состояние машин, приборов, систем, чтобы предотвратить нарушения нормального режима их работы». Установление диагноза несколько раз в течение процесса (курса) обучения является мониторингом. «Мониторинг (англ. monitoring,от лат. monitor – предостерегающий) – систематическое наблюдение и контроль за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям».

Учитывая остроту и сложность процессов формирования мышления, мониторинг технологии формирования ИКСМ преследует следующие подцели:
– с одной стороны – отобразить стилевое мышление индивида на момент диагностики, выявить наиболее острые "критические" моменты, т.е. "узлы" противоречий;
– с другой – определить тенденции развития и те факторы, влияние которых поможет как скорректировать нежелательное развитие, так и  активизировать деятельность мозговых и духовных центров в поисках оптимальных вариантов разрешения задачи формирования нового стиля мышления.

Следует сказать, что эйдос-тест был разработан специально для технологии формирования ИКСМ, но на практике оказался применимым и в других областях. Таким образом, он представляет собой универсальное средство диагностики интеллектуального (образовательного, общего) уровня любого человека: учеников школ, студентов, специалистов различных дисциплин и профессий. Так же он может использоваться как элемент прикладной педагогики для определения интегрально-креативного стиля мышления работающих (или поступающих на работу) педагогов, т.е. служить наглядным, количественным показателем уровня интеллектуальных способностей преподавателей, а так же инструментом, определяющим главные пути гармоничного развития их возможностей.

3.2.1. Эйдос-тест как метод мониторинга ИКСМ

Эйдос-тест – это визуальная модель ИКСМ, на которой хорошо видны критические и развитые параметры креативного интеллекта индивидуума. И хотя ИКСМ – это не только креативный интеллект, измеряемый эйдос-тестом, а еще и духовно-альтруистическая система ценностей, предлагаемая зрительно-пространственная модель дает возможность наглядного мониторинга.

Чтобы освоить понятие эйдос-теста как модели, определяющей уровень ИКСМ, необходимо сформировать понятие о креативно-интеллектуальном потенциале личности, необходимом в профессиональной деятельности и путях его использования, а также осмыслить многообразие интеллекта.

Естественно, когда мы говорим об интеллекте, речь идет о наших способностях. Но какие качества надо измерить, если мы хотим определить уровень креативного интеллекта? Понятие коэффициента интеллекта, или квоты (кванта)  интеллекта IQ заимствовано из психологии. Оно является мерой уровня общего интеллекта индивидуума. Но у нас нет отчетливых представлений о том, по каким способностям и результативной работе можно оценить коэффициент креативного интеллекта высококвалифицированного специалиста как меру его профессиональных способностей в области логического, аналитического или абстрактного мышления.  

Представление об интеллекте имеет каждый. Начиная с рождения наши интеллектуальные возможности подвержены изменению через те или иные жизненные ситуации. Для конкретного проявления интеллекта существует ряд специальных областей. Классическая область интеллекта – это, прежде всего, наука.

Но является ли логическое мышление приоритетным при определении интеллекта педагога? Более чем столетние исследования интеллекта концентрировались прежде всего на определении математических и языковых способностей. Третьей специальной компонентой интеллекта являются возможности фигурально-пространственного представления – зрительный  интеллект. Интегральной областью интеллекта может быть назван практический интеллект, то есть умственная работа с практическими веществами и  информацией с помощью определенной техники. Математический, речевой, зрительный интеллекты имеют соответствующие техники работы, равно как и соответствующие тесты для оценки такого интеллекта. Но сам интеллект  не имеет множественного числа, потому что он един. Различны сферы проявления единого интеллекта, который включает сознание, мышление, интуицию, чувства.

С одной стороны интеллект – это комплексные способности к решению  проблем при изменяющихся требованиях и условиях. Поэтому реализуется он и оценивается не только по отношению к проблемам, но и к путям их преодоления.

С другой стороны, интеллект относителен, как относительны и его измерители. Все это надводная часть айсберга. На успех любой профессиональной деятельности влияет характер, опыт, авторитет, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность, а главное – ценностные установки индивидуума. В этой связи все большее значение приобретает духовное качество личности, социально-методическая компетентность и эмоционально-социальный интеллект. В принципе, величина интеллекта всегда относительна той работе, в которой он  может реализоваться. Вместе с тем области реализации интеллекта универсальны при следующей общепринятой классификации:

- логико-математический интеллект;
- языково-речевой интеллект;
- зрительно-пространственный интеллект.

Перечисленные области при своем взаимодействии составляют умственную деятельность – практический интеллект. К ним необходимо добавить творчество, чтобы получился интеллект креативный. В педагогической работе интеллект и творчество неразделимы.

Но ключевую роль для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога приобретает эмоционально-социальный интеллект. Во-первых, педагогу в своей работе необходимо учитывать возможности своего психологического влияния. Во-вторых, ему так же необходимо хорошо знать мотивы и настроения студентов, поэтому эмоциональный и социальный интеллекты выделяются особо.

Для эмоционального интеллекта выделяют следующие критерии:
- восприятие и регулирование собственных эмоций – управление своими чувствами;
- рамочные границы эмоций – объем чувств;
- конструктивность преобразования эмоций в действие – позитивное использование чувств.

Для социального интеллекта, прежде всего, характерны следующие критерии:
- интуиция – познание чувств и эмоций других людей и управление ими;
- отношение к другим – способность ориентироваться в социальных  ситуациях и управлять ими.
Как видим, интеллект структурирован и он многокритериален. Для педагога, наряду со знаниями, эмоциональная и социальная компетентность является одним из приоритетных направлений, хотя при обычных тестовых оценках интеллекта они не учитываются.

Поэтому, в качестве инструментария для оценки динамики формирования креативного интеллекта  ИКСМ был разработан эйдос-тест с соответствующими параметрами (рис. 10), являющимися, на наш взгляд, необходимыми для деятельности высококвалифицированного педагога.

Эйдос-тест как пространственно-визуальная модель  формирования ИКСМ. В зависимости от направленности работы, способностей, возможностей, индивидуального развития тестируемых динамика диаграммы модели будет соответствовать изменениям креативно-интеллектуальных особенностей субъекта.

Как видно из эйдос-теста, при гармоничном развитии креативного интеллекта, т.е. сформированном ИКСМ, разность между величинами параметров эйдос-теста должна быть равна нулю или близка к нулю (см. рис. 3).

Вербальные способности, логическое мышление и аудиальное восприятие – это логическое полушарие, а кинестетическое восприятие и ораторское мастерство – это артистическое полушарие. У одних информация упорядочивается последовательно, а у других – хаотично. Что это значит? После восприятия информации внешними чувствами она в мозге каким-то образом располагается, т.е. упорядочивается. При последовательном упорядочении – она размещается, как и была воспринята (1,2,3,..). И если информация в мозг поступила о дереве, то она и расположится в блоке с природой, потому что дерево – это часть растительной природы. А при хаотичном упорядочивании – информация располагается, где получится (2,6,1,4…), и дерево как часть природы вполне может оказаться рядом с атомной подводной лодкой, частью военного флота. Такой хаос наблюдается и при воспроизведении.

Отдых как наглядный пример. Если на период отпуска предоставляется возможность свободного выбора, подход к планированию отдыха у различных типов мышления довольно серьезно различается.

Последовательное мышление (приоритетность логического полушария мозга).  Люди с последовательным упорядочиванием информации вообще не очень любят экспериментировать, и особенно, когда дело касается отдыха. Обычно они планируют куда и когда отправиться, на сколько остановиться и как провести каждый конкретный этап своего свободного времени. Также они планируют отдельные статьи бюджета на проживание, питание, сувениры и развлечения.

Хаотичное мышление (приоритетность артистического полушария мозга).  Люди с хаотичным упорядочиванием информациилюбят экспериментировать, и отдых не исключение, скорее, наоборот. Они часто отправляются на новое место, которое им кто-нибудь расхвалил. Любят все почувствовать "нутром ", и место отдыха тоже.  Им нравится пускать отпуск на самотек, проводить время так, как "просит в данный момент душа". Обычно,  очень общительны.

Совет. Если отдых необходим мозгу, то проводить его надо так, как  и требует мозг.

  И еще необходимо знать проблемы упорядочивания:
Представители  Х–упорядочивания (хаотичного) не могут сразу, с первого раза написать готовую работу. При повторной ее обработке им необходимо заниматься как раз упорядочиванием материала. А они вообще не любят перечитывать. В этом их проблема.

Представители П–упорядочивания (последовательного) могут написать работу с первого раза, но довольно сухо.  Если будут дорабатывать вторично, им, как раз надо обратить внимания на чувства, чтоб оживить материал (особенно, если работа связана с искусством).

Рекомендации по гармонизации.
Для представителей профессий, непосредственно связанных с людьми (педагоги, социальные работники и т.п.) желательно гармоничное развитие способностей мировосприятия мозга. В связи с этим даем некоторые рекомендации для гармонизации.

Рекомендации тем, у кого  упорядочивание информации последовательное.  Разрабатывайте интуицию и объем внутренних чувств.  Кроме специальных упражнений, чаще вспоминайте, что жизнь произошла из хаоса, следовательно, законы хаоса в ней действуют и поныне.

Рекомендации тем, у кого  упорядочивание информации хаотичное.  Развивайте логику, помните, что случайность – непонятая закономерность. Кроме специальных упражнений, чаще вспоминайте, что все в жизни последовательно, все есть следствие чего-то.

Уравновешивание различных проявлений умственных способностей. Зная свой тип мышления, можно сделать умственную деятельность более сбалансированной, корректируя те типы, которые наиболее проблематичны. К примеру, Нэд Херрман, эксперт по вопросам доминирования типов мышления, советует.

Если в вашем мышлении доминирует правое полушарие мозга.
– Разберитесь, как все–таки работает устройство, которым вы часто пользуетесь.
– Приведите в порядок свои фотографии, заполнив ими несколько альбомов.
– Никуда не опаздывайте в течение всего дня.
– Спланируйте свой личный бюджет.
– Соберите, пользуясь инструкцией, какую-нибудь модель.
– Проанализируйте текущие проблемы, разбив их на компоненты.
– Научитесь работать на персональном компьютере.
– Напишите критическую рецензию на свой любимый фильм.
– Упорядочьте свои книги, расставив их по темам.

Если в вашем мышлении доминирует левое полушарие мозга.
– Постарайтесь разобраться в чувствах своего любимого домашнего животного.
– Придумайте изысканное блюдо и приготовьте его.
– Поиграйте с глиной и попробуйте открыть ее "внутренний смысл".
– Сделайте пять сотен фотографий, не задумываясь о цене.
– Создайте свой персональный фирменный знак.

– Отправьтесь на своем автомобиле "куда глаза глядят", не испытывая при этом чувства вины.
– Играйте с детьми так, как они этого хотят.
– Каждый день делайте в течение десяти минут "эмоциональный" перерыв (отдых для чувств).
– Включайте любимую музыку, когда хотите ее услышать.
– Проявляйте свою духовность вне рамок какой–либо религии.
– Умышленно посетите какое-нибудь незнакомое место и изучите его.
Выполняйте указанные рекомендации в течение двух–трех недель, а затем повторите приведенный выше тест. Результаты занесите на новую диаграмму, а затем сравните с прежней. Перемены могут быть разительны.

Практические занятия.
Последовательному мышлению – работать с открытками. Представителям этого типа мышления раздаются открытки, которые они должны изучить в течение 3 –5 минут и суметь представить, "А что там, за гранью…?" Пусть рассказывают, пусть фантазируют. Им необходимо развить абстрактное восприятие мира.
Хаотичному мышлению – предложить занятия концентрацией. Хорошо применить алогичный метод. Например: услышать звук книги. Происходит спонтанная концентрация всех пяти чувств. Надо почувствовать именно то, что никогда при взгляде на объект не воспринимали.  И постараться в этот же день вернуться к незнакомому чувству несколько раз.

3.2.2. Алгоритм построения и анализа эйдос-теста

1. Индивидуальное тестирование и построение эйдос-теста. Все результаты тестов заносятся на соответствующие ветви эйдос-теста  и соединяются линиями (см. рис.3).

. Определение гармоничности интегрально-креативного интеллекта тестируемого и путей дальнейшего развития.
Мы знаем, что при гармоничном развитии ИКСМ разность между величинами параметров эйдос-теста должна быть равна нулю или близка к нулю (рис. 3). 

Из эйдос-теста, приведенного в качестве примера, видно, что: максимальное значение способностей – 85 баллов зафиксировано при испытании на логические способности. Остальные параметры отличаются от этих показателей.

Нам необходимо определить направление для гармоничного развития личности, т.е. формирования нашего ИКСМ. Для этого вычитаем из максимального значения параметра логических способностей (85 баллов) значения остальных параметров:
- креативность (85 – 80 = 5);
- вербальные способности (85 – 50 = 35);
- аудиальное восприятие (85 – 38 = 47);
- визуальное восприятие (85 – 67 = 18);
- кинестетическое восприятие (85 – 50 = 35);
- ораторское мастерство (85 – 83 = 2);
- память (85 – 42 = 43).

Наибольшая разница – 35, 47, 43,. Это вербальные способности, аудиальное восприятие, кинестетическое и память. Из этого делаем вывод, что основным направлением дальнейшего процесса формирования, для достижения креативно-логической гармонии, будут упражнения на развитие вербальных способностей, кинестетического, аудиального восприятий и памяти, что, в общем-то, видно и на эйдос-тесте, без вычислений.

3. Определяем уровень ИКСМ.
В динамике формирования ИКСМ выделено четыре уровня интегральной креативности. Уровень ИКСМ определяется по таблице 1 на основе данных о средней разнице между максимальным значением одного или нескольких параметров и значениями остальных, т.е. чем меньше разность, тем выше уровень ИКСМ. Здесь без вычислений не обойтись.

Для этого:
а) введем формулу (1) определения среднего отклонения параметров от максимального значения:
?Pr= Pmax – (P1 + P2 +…+Pn) : n ,                                                      (1)
где  ?Pr – значение среднего отклонения выбранных параметров; Pmax, P1, P2, Pn – значения максимального и других параметров, n – количество выбранных параметров.

Подставив значения, получим:
?Pr = 85 - (80 + 50 + 85 + 38 + 67 + 50 + 83 + 42) : 8 = 85 - 62 = 23.
б) по таблице 1 определяем уровень ИКСМ (Ui).
Если средняя разность ?Pr=23, Pn=62 следовательно: у тестируемого 2-средний уровень ИКСМ.

4. Определяем пути дальнейшего формирования ИКСМ.

3.2.3. Четыре уровня интегрально-креативного стиля мышления

1. Стихийно-интегральный уровень. До 50% равномерно развитых параметров ИКСМ. При этом часто наблюдается большая разность в развитии модальностей, ступор в ораторском мастерстве, креативности или каком другом параметре эйдос-теста. Именно ступор, а не бесталанность.

Тестируемый обычно отстраненно проявляет интерес к знаниям и просто копирует понравившихся профессионалов, слепо используя их знания и опыт без критического осмысления, живя, таким образом, чужими наработками. Следовательно, при изменении ситуации, он впадает в прострацию.

На этом уровне зачастую затруднено общение с педагогами и нередко  образовательная среда кажется враждебной. Враждебность взаимоотношений приводит к тому, что вариант самопроизвольного изменения ситуации в положительную сторону практически исключается, как бы она ни требовалась. В случае же изменения ситуации, по какой-то причине все-таки произошедшего, оно может восприниматься или даже стать катастрофой, потому что любая социальная перемена переносится индивидом крайне остро, болезненно и неприязненно. Вместо "наведения мостов" с педагогом, находящийся на этом уровне индивид больше занимаетесь копанием и самокопанием. Кроме того, здесь четко выделяются два типа личности.

Первый тип. Низкая социально-культурная организация. Состояние неуверенности, колебание в том, какое знание все-таки следует считать истинным или правильным. Наблюдается отсутствие твердой веры в кого-  или что-нибудь. Как следствие: затруднение, недоумение при разрешении даже несложных вопросов, низкая психологическая устойчивость, большая разница в качестве знаний по различным предметам, низкая детерминация действий (как идет,  так пусть все и идет), хотя при нежелательном развитии событий присутствуют расстройство и недовольство.

Среду обитания и образования, в том числе индивид воспринимает как сферу приложения сил, не  поддающуюся ни пониманию, ни контролю. Выбор не осознается, происходит методом проб и ошибок, т.к. ослаблена роль объективного самоанализа (самоанализ и самокопание – не одно и то же). Ввиду этого решения принимаются необдуманно, случайность играет большую роль. Заинтересованность в изменениях происходит спонтанно, когда это непосредственно затрагивает какой-либо насущный интерес. Но и здесь во многих вопросах ищется кто-то, кто бы смог стать опорой в решении и действии. Приспособление к социальной среде полностью обусловлено внешними условиями,  индивидуальные возможности не только не используются в полной мере, но и подавляются.

Второй тип. Глубоко в чем-то уверен. Однако эта вера не помогает взаимоотношению с педагогом, а наоборот – уводит в себя или в образ существования веры. Поэтому социально-культурная организация тоже низкая. Мощная форма субъективности, объективный мир реально не осознается, он усиленно трансформируется в субъективный. И хотя все довольно серьезно и старательно обдумывается, "вторжения" объективного мира в субъективный всегда неожиданны и непонятны, так как само понимание мира нарушено ущербным его восприятием: нельзя просчитать то, чего не разумеешь. И как правило, оказавшись в сложной жизненной ситуации индивид не может воспользоваться помощью педагога.

Целью совершенствования индивида, находящегося на этом уровне интегральной креативности,  должно быть осознание, что жить в социуме и быть свободным от него – нельзя. Это большой фактор риска. Это люди с "завязанными глазами". Переход на следующий уровень необходим с точки зрения приоритетности в данное время вопросов знаний как способа обеспечения безопасности  жизнедеятельности. Речь идет о том, что везде и всегда основным орудием выживания человека в любых условиях и в любой деятельности является умственная деятельность, руководящая нашими действиями на интеллектуальном уровне и детерминирующая минимизацию ошибочных действий.

Рекомендации педагогу. Очень важная и сложная фаза процесса взаимодействия с обучаемым (если он находится на этом уровне), так как здесь главная цель: уравновешивание возможностей индивидуальности с внешними условиями. Поэтому от педагога здесь требуется ювелирно тонкое мастерство, высокая степень готовности, опыт, чтобы не потерять доверие студента, находящегося на этом уровне. Восприятие помощи у студента может быть различным: от взрывного характера до заторможенного внутренними или внешними вмешательствами в процесс взаимопонимания.

2. Модификационно-стимульный уровень. 50-70% равномерно развитых критериев ИКСМ. Как правило, разность в уровне модальностей незначительная.
Индивид с интересом изучает отдельные предметы, дисциплины, может самостоятельно уловить ряд важных моментов с целью их применения при необходимости на практике. Находящийся на этом уровне студент не выпадает из педагогического процесса, но и не стремится его понять. Часто ему хочется отстраниться от него и как бы спрятаться. Иногда обучение кажется ему совершенно враждебным и появляется желание выставить заградительные барьеры. К этому добавляется неуверенность в самом себе вследствие личной несвободы детерминированного внешними обстоятельствами характера: индивид сам не знает, где и как он поступит.

Огромную роль играет окружение, веление времени, мода. Наблюдается стереотипичное отношение к профессиональной деятельности и слишком упрощенное понимание собственной роли и в организации образовательной среды, и во взаимодействии с ней (как правило, в восприятии ее лишь в качестве источника потребления). Скудость поведенческого репертуара и, как следствие, склонность к копированию чужих стилей жизнедеятельности, к тому же – некритическое, т.е. по образцам и шаблонам. Отсутствие индивидуального подхода к взаимодействию с энергоинформационными потоками, хотя окончательное решение: чему учиться, как учиться или учить – индивид, в принципе, принимает сам.

Рекомендации педагогу. Желательно:
– обеспечить студенту более широкие и углубленные знания о мире, образовательной среде, возможных социальных и профессиональных рисках, дать теоретические представления об их происхождении, а так же развитии различных жизненных ситуаций с вариантами выхода из них;
– сформировать четкое понятие, что для продуктивной профессиональной деятельности желательно более широкое понимание социума с его современными рисками и более высокий уровень профессиональных знаний; и что данное условие является обязательным для устойчивой социальной и личностной адаптации.

3. Деятельностно-познавательный уровень  (уровень самоорганизации). 70-80% равномерно развитых критериев ИКСМ. Две модальности скорректированы полностью, третья по корректировке – рядом. Появляется побудительный интерес преодолеть свои недостатки.

Индивид увлечено занимается у многих преподавателей-предметников и других специалистов-профессионалов, при этом внимательно анализирует объем получаемых знаний и интегрирует их с результатами собственных умозаключений, преобразуя в руководство собственных действий. Здесь уже создается довольно крепкая обратная связь между знаниями и собственными: убеждением, доверием, а также верой в достижение цели, в возможность самостоятельно решать возникающие проблемы как в профессиональной, так и в личной сфере. Индивид самостоятельно не только формирует, но и формулирует свою систему взглядов, поведения, свои приоритеты, стиль деятельности и взаимоотношений, намечает и успешно реализует собственные планы.

У студента, находящегося на данном уровне, оптимальные взаимоотношения с образовательным процессом. Он неплохо разбирается в нем, и, вследствие этого, хорошо ориентируется. Развитая от природы интуиция нередко дает необходимую подсказку, а если этого не происходит, может компенсироваться логикой и знаниями.  Здесь научные концепции и педагогические технологии используются  уже не в "чистом" виде, а подвергаются модификации и интерпретируются в свете конкретного опыта и личностных интересов. Для этого уровня характерно наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности, применение того или иного стиля действия и взаимодействия, в зависимости от возможностей, особенностей субъекта и воздействующих факторов образовательной среды. Здесь уже можно говорить о креативности поведения.

Рекомендации педагогу. На этом уровне педагогу более желательно стать фасилитатором, делая основной упор на внутренние качества образовательной среды, которая сама должна инициировать студентов к открытости в восприятии нового, активизировать их рефлексивную деятельность, направленную на саморегуляцию и самосовершенствование, обеспечивая тем самым процесс накопления знаний и умений в наработке будущих профессиональных навыков. Этот уровень подразумевает гуманное взаимодействие со средой обитания и образования.

И это уже уровень профессионализма педагога, который способен  обеспечить:
– целенаправленное развитие личности обучаемого;
– воспитание навыков самоактуализации (как для студентов, так и для себя);
– применение профессиональных знаний на высоком уровне когнитивной сложности, в том числе для совершенствования профессионализма;
– поведенческую гибкость и профессиональную мобильность (готовность и способность к быстрой и адекватной модификации своей профессиональной деятельности при возникновении новых обстоятельств);
– способность выбирать стратегию обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом своих и обучаемого интеллектуальных возможностей;
– возможность оперативно и эффективно мобилизовать свои умения и способности для решения возникшей проблемы;
– восприимчивость к изменениям и постоянное самосовершенствование.

На этом уровне педагог способен владеть саморефлексией и саморегуляцией, оптимально использовать творческий потенциал: собственный,  коллег, студентов, а та же активно применять авторские технологии, тем самым обеспечивая в нестандартных ситуациях реализацию адекватного стиля деятельности, находя новые ресурсы, вплоть до выхода за пределы своих обыденных возможностей и уже познанного в профессии.

4. Уровень самореализации. Равномерная развитость всех избранных критериев ИКСМ. Желание постоянно самосовершенствоваться. Обучаемый самостоятельно формирует и формулирует свою систему ценностей и свои приоритеты, стиль деятельности и взаимоотношений, при этом не деформирующих образовательный процесс. Намечает и реализует план своих собственных действий по самосовершенствованию. Это уже, по  понятию гуманистической теории личности – самоактуализирующаяся личность.

"Самоактуализирующаяся личность, по А. Маслоу, в своих поступках руководствуется собственным, достаточно устойчивым мировоззрением, собственными моральными нормами и ценностями, соответствующими высшим духовным и культурным ценностям всего человечества. Самоактуализирующаяся личность относительно независима от мнений окружающих, в своих действиях и поступках руководствуется собственными убеждениями.

Самоактуализирующаяся личность ориентируется не столько на то, что о ней думают другие люди, сколько на собственное мнение, на свои высшие представления о порядочности, честности, добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Такая личность характеризуется объективным восприятием действительности, положительно относится к людям, принимая их такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Самоактуализирующаяся личность увлечена и предана какому-либо полезному для людей делу. Человек, представляющий собой такую личность, прост и естествен в своем поведении и общении с людьми. Для него характерны доброжелательное отношение к. людям, неконформное поведение, демократичность, повышенный интерес к тому, что происходит вокруг, в обществе и с другими людьми". Как видим, самоактуализация – полное использование всех возможностей человека, когда поступки детерминируются не внешними обстоятельствами, а изнутри и тесно связаны с мировоззрением.
 

И это уровень высокопрофессионального педагога. На этом уровне мышления педагог владеет теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
–  прогнозирования развития образовательной среды, рисков и оценки их последствий;
–  проектирования и эксплуатации специальных методик и учебных программ в соответствии с требованиями специализации;
–  разработки и реализации эффективных мер профессионального и личностного взаимодействия.

Характерными признаками такого профессионала являются:
– гибкое и адекватное использование положительных наработок взаимосопряженных учебных дисциплин и специальностей;
– легкость переключения своих природных особенностей в зависимости от складывающихся вариантов деятельности;
– способность учитывать последствия принимаемых решений и прогнозировать возможные изменения проблемной ситуации, что осуществляется с позиции здравого смысла и рефлексии собственного опыта, позволяющих добиваться достижения стабильных результатов в реальных ситуациях;
– высокая интеллектуальная и профессиональная активность, в основе  которой стремление усовершенствовать, сделать лучше, отдельные элементы выполняемой деятельности;
– альтруизм профессиональный и личностный, подразумевающий взаимопомощь,  общительность, духовное здоровье, а та же: высокий уровень определенности действий,  знаний,  социокультурной ориентации.
Главное: усиливается понимание того, что целью становления личности другого является развитие себя как творческого субъекта будущей профессиональной деятельности.

Необходимо сказать, что переход к каждому последующему уровню осуществляется при возникновении чувства неудовлетворенности предыдущим, т.е. новый уровень должен решить те проблемы, на которые не давал ответа предшествующий, помочь обнаружить и устранить соответствующие ошибки и противоречия. При этом новый уровень может быть оценен как прогрессивный, если он содержит в себе элементы, которые будут включены в состав последующего уровня. То есть любой уровень при определенных целях и потенциале индивида обладает перспективным свойством, т.к. способен выступать в качестве исходной основы для последующих уровней, благодаря чему не отвергается, а включается в дальнейший процесс, совершенствуется и развивается.

3.2.4. Использование программы Microsoft Excel для расчета необходимых данных и построения эйдос-теста

1. Запуск программы Microsoft Excel.
Щелкните мышью по кнопке ПУСК. В подменю ПРОГРАММЫ щелкните по значку Microsoft Excel. На экране развернется рабочее окно с новой рабочей книгой и чистым листом.

2. Создайте рабочий лист.
- Щелкните мышью по ячейке  А1. Ячейка А1 станет активной.
- Введите в нее с клавиатуры текст: "Эйдос-тест".
- Нажмите клавишу Enter для перехода в следующую ячейку А3.
- Введите в нее имя, фамилию тестируемого или номер группы.

- Активизируйте ячейку А4 (щелкните по ней мышью) и введите в нее текст: "Исследуемые параметры".
- Заполните столбец А (А5:А12) выбранными параметрами (креативность, вербальные способности, вычислительные способности… и т.д.). Для перехода в ячейки используйте клавишу Enter. Ширину столбцов можно регулировать мышью, поставив ее на границе столбцов между буквами, левой кнопкой.
Аналогично заполните столбцы В, С.
В4:В12 – имеющимися данными  на начало курса; C4:C12 – данными полученными в конце курса.

Определяем значение уровня ИКСМ для этого:
- вводим дополнительные параметры в столбец А: А13 – значение уровня ИКСМ (Ui); А14 – 1уровень  (при значениях ?Pr= 28-39); А15 – 2 уровень  (при значениях ?Pr= 16-27); А16 – 3 уровень (при значениях ?Pr= 5-15); А17 – 4 уровень (при значениях ?Pr= 0-5);
- активизируйте ячейку В13 (щелкните по ней мышью);
- введите в нее формулу, начиная со знака равно (=). В нашем примере: =ЦЕЛОЕ(МАКС($B5:$B12)–СРЗНАЧ($B5:$B12)).

Обратите внимание – аналогичная запись появится в строке формул.
- нажмите клавишу Enter;
В ячейке В13 появится результат (24).
- активизируйте ячейку В14 (щелкните по ней мышью) и введите в нее следующую формулу: =ЕСЛИ(В13<39; 1);
в ячейку В15: =ЕСЛИ(В13<27; 2);
в ячейку В16: =ЕСЛИ(В13<15; 3);
в ячейку В17: =ЕСЛИ(В13<5; 4).
В ячейках В14-В17 появится уровни, которые прошел и которому соответствует испытуемый (табл. 2).
Аналогичными действиями вычислите данные на конец курса, заполняя позиции С4-С17.

3. Постройте эйдос-тест. Для этого:
- выделите значения ячеек от А1 до С12. Щелкните мышью по ячейке А1. Затем, при нажатой клавише Shift щелкните по С12.
- кликнете мышью по МАСТЕРУ ДИАГРАММ на панели инструментов;
- в диалоговом окне на вкладке СТАНДАРТНЫЕ введите адрес ЛЕПЕСТКОВАЯ и определите ее ВИД;
- нажать "Далее" и "Готово".
Появится диаграмма, готовая к анализу. При необходимости масштаб можно изменить.

 

журнал №5/11


Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова А.А.

Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова - универсальное средство диагностики и мониторинга уровня безопасного существования человека в современном обществе (учеников школ, студентов, специалистов различных дисциплин, профессий) и служить наглядным количественным и качественным показателем уровня его возможностей на сегодняшний день.

Исследователи, а ими могут быть: преподаватели любой дисциплины, родители, обучаемые, руководители организаций, – свободны в выборе качественных (можно изменить, добавить, уменьшить рассматриваемые позиции), и количественных показателей. Единственно, нельзя их изменять при повторном тестировании одного и того же человека.

 

Познакомься с проектом сайта электронного малотиражного издательства интеллектуальной собственности - ЭМТИИС, которое предлагает Вам оперативно, легко и просто, без специальных познаний, умений с Вашей стороны, больших средств и капиталов реализовать себя в собственном проекте http://www.dronovatatyana.ru

Автолюбителю, отпускнику, дачнику на заметку(коротко о главном)>>>

информация>>>

Студентам >>>

| На главную | ЖурналДаНет Журнал ЛБиЗ|Библиотека | ИКСМ |

 

© 2009—2015 Александр Дронов