курс дистанционного обучения:
"Формируем интегрально-креативный стиль мышления"

№3

начало журнал №1 №2

III. Совокупность методов, направленных на формирование ИКСМ.

3.1. ИКСМ как альтруистическая система ценностей.
3.1.1. Практические занятия, направленные на формирование альтруистической системы ценностей и самосовершенствование личности.

3.1. Совокупность методов, направленных на формирование альтруистической системы ценностей и самосовершенствование личности

3.1.1. ИКСМ как альтруистическая система ценностей

Формируется интегрально-креативный стиль мышления в русле гуманистической парадигмы, в связи с чем и акцентируется аксиологическая система ценностей.

"Важнейшим условием гуманистического (субъектного)   подхода к развитию личности, – пишет Г.А.  Берулава, – является опора на индивидуальный (не только учебный, но и эмпирический) социокультурный опыт, который составляет основу образа мира личности".  Учение, в котором заинтересован ученик, где имеет место не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», К. Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.

1. Ученики решают в процессе учения проблемы интересующие их и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику – способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает учащихся средствами учения (книги, учебники, инструменты, материалы). Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, он должен создать психологический комфорт и свободу ученику, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.

И здесь хотелось бы сделать упор, что центрация должна превалировать в сторону нравственности учащегося. "Ориентация коррекционных и развивающих воздействий на личность только с опорой на рациональное (позитивистское) мышление во многом лежит в основе тех проблем, которые возникают в существовании мировой цивилизации и кризиса воспитания личности, в частности. Характерно, что психологические проблемы более характерны для высокоразвитой (в плане акцента на развитии логического мышления) европейской цивилизации, чем для культур Востока и для обществ с низким уровнем развития технологий. Человек стал постигать мир не сердцем, а умом, не душой, а логикой, воспринимая его не как живое и целостное существо, а как мертвую, абстрактную схему. Это способствовало точности (однозначности) мышления, но при этом утрачивалась его гибкость и многомерность". Для борьбы с этой проблемой и разработан данный блок, где речь идет о чувствах: внешних и внутренних.

Стремясь к гармоничному развитию личности будущего педагога, мы делаем упор на равномерном развитии всех пяти внешних чувств. Но, развивая эти чувства, человек увеличивает силу рептильного ствола, а вместе с ним и силу эгоизма. Казалось бы, выхода нет: или развивать свою жизненную силу, увеличивая тем самым нелюбовь к окружающему миру, или развивать лимбическую систему, неокортекс, теряя силу жизненную. Однако выход человеку дан и подтвержден его физиологией – это человеческое сердце, которое является средоточием альтруистической любви, являясь с точки зренияфизиологии, аномалией.

В человеческом организме мышцы делятся на волюнтарные и неволюнтарные.  Все волюнтарные контролируются нервной системой, как мышцы рук и ног. Они состоят из продольных и поперечных волокон. Практически все мышцы являются исполнителями человеческих желаний и напрямую связаны с мозгом, где ум объединен с желаниями и царствует безраздельно. Но есть у человека и неволюнтарные мышцы, которые сформированы из продольных мышечных волокон и связаны с функциями, не контролируемыми волей: переваривание, дыхание и т.д.

Вышесказанное относится ко всем мышцам, кроме сердца, которое, являясь неволюнтарной мышцей, имеет поперечные волокна, как мышца волюнтарная. Поэтому, сердце не подчиняется ни воле, ни разуму.
В диалоге "Пир" Платон строит свою знаменитую лестницу Любви и Красоты: от единичного прекрасного тела – к прекрасным телам вообще, затем, к красоте души, к наукам и т.д. – до самого прекрасного вверх.  Вначале к красоте души, и только затем – к наукам.  Случайна именно такая градация? Скорее всего, нет. Первоначально человеку необходимо открыть свое сердце, только потом перейти к постижению наук, т.е. овладению окружающим пространством при помощи ума. Тогда бы и не было современного постмодернистского разочарования в идеалах науки и гуманизма, именно потому, что научные познания оказались впереди духовных исканий. Но педагогика, в отличие от других наук, "представляет  собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни" духовное в педагогической работе должно идти впереди научных изысканий. И энергетическая составляющая жизнеобеспечивающего потока должна быть пронизана самым конструктивным человеческим чувством – любовью.

Дружеский и приятный образ учителя может создать только истинное чувство любви к людям. Педагог – это знания, плюс открытое сердце, излучающее любовь. Не влюбленность в избранных, а излучение самим своим бытием чувства любви к миру. Тем более что одна из сторон педагогической работы – наука – связана  с мозгом, где человеческий ум объединен с желаниями, которые более всего способны рождать отрицательные эмоции: жадность, зависть, злость и т.д., являющиеся  проявлениями человеческого эгоизма, явно выраженными деструктивными качествами.

Открытое сердце  – это альтруистическая (альтер (лат.) – другой) любовь, интуитивный импульс к созиданию, основа сотворения, а не разрушения. Поэтому прежде, чем выйти к ожидающим его ученикам,  педагог должен раскрыть свое сердце.

Для знаний разум бесценен. Но нельзя, чтобы в отношениях человека к человеку разум брал верх над сердцем, особенно сейчас, в эпоху постиндустриальной цивилизации. Это лидерство машинного разума над человеческим, что может привести  к гибели человечества.
Альтруистическая любовь – основа педагогической деятельности,  ярко выраженная биофилия, жизнь во имя жизни (Э. Фромм). Это нить Ариадны, которая укажет путь из лабиринтов любых систем, выстроенных не всегда человеколюбивым разумом. Открытое сердце при любой системе найдет путь к требующему внимания сердцу ученика. Это высокое бессознательное (Р.Ассаджоли). Это высокопрофессиональный педагог, который обращен к будущему мира,  для которого он обучает настоящее. Он изначально пронизан доброй верой в людей. Суперинтеллектуальная интуиция, о которой мечтал А. Бергсон – это развитый ум + открытое человеческому миру сердце.

Профессиональный педагогический альтруизм – солнце, которое светит всем. И это основа интегрально-креативного стиля мышления, который включает: равномерную развитость действующих каналов восприятия: визуального, аудиального и кинестетического; гармоничное восприятие информации: и конкретное и абстрактное, в зависимости от сути информации или доминантности мышления эту информацию дающего, что минимизирует или вообще сводит на "нет" процент искажения при преломлении; информационные миры креативности, находящиеся в единстве:  интеллект и чувства (как внутренние, так и внешние);  синхронное развитие обоих полушарий мозга, взаимодополняющих друг друга;  рептильный ствол, лимбическую систему и неокортекс, работающие с нужной приоритетностью; наличие развитой ассоциативной сети; конструктивность, конгруэнтность, альтруизм;   коэволюционное (совместное) развитие креативно-интеллектуального потенциала личности.

Сознательное и бессознательное в творчестве. Бессознательное как подсознание и сверхсознание.  Творческий процесс бессознательным начинается,  в какой-то мере, бессознательным он и заканчивается. Импульс к конкретному виду (способу) творчества, выделенному из всего абстрактно огромного, зарождается в неведомых (пока) для человека недрах его собственной сущности. Затем, принятый и обработанный сознанием, материализуется в продукт творчества, который отчуждается от своего творца и, по отношению к нему, становится самостоятельным, а, следовательно, не управляемым более его сознанием, т.е. его новым бессознательным. Другими словами: появившись из небытия, он в небытие и уходит. Так же уходит от педагога ученик.

Р.Ассаджоли в "Психосинтезе" анализирует бессознательное как низшее, среднее, высшее (сверхсознание) и коллективное.

Бессознательное низшее – это:
-  простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; разумное согласование телесных функций;
- основные влечения и примитивные побуждения;
- многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд;
- образы кошмарных сновидений и фантазий;
- низшие, неконтролируемые парапсихические процессы;
- различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.

Бессознательное среднее – это область, состоящая из психических элементов, сходных с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Именно здесь, по мнению Р. Ассаджоли, происходит усвоение полученного нами опыта; здесь, прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения. Так есть – это зона зарождения творчества.

Высшее бессознательное (сверхсознание) – это область, из которой человеку являются высшие формы интуиции и вдохновения – художественного, философского и научного, – этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Именно здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

Коллективное бессознательное – это действие между человеком и другими людьми, а также окружающей человека психической средой, между которыми постоянно протекают процессы "психического осмоса" (осмос – проникновение раствора через полупроницаемую перегородку, разделяющую растворы разной концентрации).
Если в сознании все основные чувства, которыми человек связан с миром, и которые поставляют ему информацию об этом мире, четко и ясно разделены: вкус – значит, вкус; цвет – значит, цвет; и так далее, то в подсознании – они синестетичны, т.е. слитны. Если это вкус, то он имеет цвет, запах, форму и т.д. Если это цвет, то он имеет звук, запах, форму, осязательные ощущения и т.д.

Поэтому (а не только по объему занимаемой им площади, если пользоваться схемой Р. Ассаджоли, рис.) подсознание сильнее сознания. Если сознание видит только цвет, то подсознание чувствует весь образ этого цвета, у него возникает и "оживает" целая картина, которая может стать открытием  как в искусстве, так и  науке.

 

 

Бороться сознанию с подсознанием нелегко: силы не равны. С подсознанием надо дружить. В нем собраны все впечатления человека с самого зачатия (что доказано психологом Станиславом Гроффом), а может быть и до него. Все впечатления и ощущения жизни, хорошие и плохие, весь опыт данной человеческой жизни. Это кладовая знаний и открытий человека,  которую необходимо использовать.

Без включения подсознания невозможно сделать открытие. Но какое бессознательное является основой профессионализма педагога? Что обрабатывает его сознание? С этим педагогу как профессионалу необходимо разбираться самому, сознательно ведя себя на высшие ступени бессознательного. Зная  уровни и качества бессознательного, надо усиливать тот, который избирается ведущим (в  идеале –  высший, который именуется как сверхсознание), и за счет его сознательного усиления минимизировать низший. Для этого на занятиях мы применяли тест "Познай себя", результаты которого заносили в тетрадь самосовершенствования и над которым работали в течение нескольких месяцев, чтобы повысить свой духовный уровень. Так как для педагога среди трех его "бессознательных помощников" другом может быть только высший: просветление  и альтруизм.
К. Юнг полагал, что европейцу нужно возвращаться не к Природе – на манер Руссо, – а к своей собственной натуре, что он должен заново открыть в себе естественного человека.
ИКСМ – это модель мышления, которая сознательно строится на принципах высшего бессознательного, помогая будущим высококвалифицированным профессионалам, работающим с людьми, открыть в себе высшее естество.

3.1.1. Практические занятия, направленные на формирование альтруистической системы ценностей и самосовершенствование личности

Цель данного блока: познакомить педагога с самим собой, конкретизируя его внутренние проблемы и "болевые" точки, а также сильные качества и свойства; активизировать духовные ценности и выработать чувства эмпатии и альтруизма. Работа идет по нескольким векторам.

Вектор первый. На первом же занятии проводится упражнение, именуемое  "Вхождение в плакат".
Упражнение "Вхождение в плакат".  На доске вывешивается плакат, лучше, если это будет пейзаж. Студентам предлагается найти свой пульс и сосчитать. Записать. После этого они выбирают интересующее их место на плакате (картине) и "погружаются" туда взглядом. Через 2-3 минуты преподаватель опять предлагает измерить пульс. Он изменился. Можно предложить "походить" по плакату: задержаться взглядом в разных местах. Если плакат подобран с комбинированным пейзажем (например: в центре – водопад, над ним и около него густая зеленая поросль, выше – спокойное небо, вдалеке постройка и т.д.), можно наглядно доказать студентам, что даже на одном обычном конвейерном плакате, в зависимости от места погружения взгляда, в организме человека происходят изменения.
Необходимо, чтобы будущие профессионалы задумались, какую силу оказывает на людей человеческая личность, если обычный плакат заставляет меняться пульс. Поэтому, начни с себя, воспитай себя, прежде чем учить кого-то; познай себя, чтобы лучше понять другого и помочь.
Здесь же проводится цикл упражнений на развитие эмпатии.

"Мир тебе" (по О.С. Булатовой). Первая фраза (и внутренняя установка) при встрече с любым человеком, тем более студентом, ожидающим помощи или поддержки, должна быть "Мир тебе". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Даже если вы начинаете спорить с кем-нибудь или ссориться, каждую минуту вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе".

"Свечение" (по В. Л. Леви). Свечение – термин, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Известно: "его лицо осветилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "солнечные натуры".
Педагог должен уметь включать "внутренний свет", должен излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (главное – образ, слова не имеют значения), горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник… Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то… И включайте их чаще. Наступит момент, когда эти состояния будут приходить к вам сами… легко, естественно, непринужденно… Заранее, навстречу, опережая события… Уверенно, свободно и просто…
Если хотите успеха – запомните: 1) свечение должно быть рефлексом на человека…, на жизнь… Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве; 2) каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение…; 3) не заботьтесь о результате… не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения.

"Улыбка" (по О.С. Булатовой).  Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка у педагога должна быть всегда.

"Сопереживание" (по О.С. Булатовой).  Разговаривая на личные темы, постарайтесь внимательно слушать своего собеседника. Если он поверяет вам душевные тайны, не перехватывайте инициативу и не "отключайтесь", переживайте, пытайтесь поставить себя на его место. Если в разговоре вы задаете вопрос, дождитесь ответа; высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением собеседника; если вы не согласны, аргументируйте; делайте паузы во время беседы, не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство; чаще смотрите в лицо собеседнику; чаще повторяйте фразы: "А как вы думаете?", "Мне интересно ваше мнение", "Вы не согласны, почему?", "Докажите, что я не прав!".

"Вопросы к зеркалу" (своеобразный самомониторинг). Много проблем в нашей жизни оттого, что мы лжем. Однако, любой человек, который лжет самому себе, испытывает внутренний дискомфорт.
Взяв в руки зеркало, посмотрите в него, задайте себе волнующий вопрос – и вы почувствуете ответ внутри себя, абсолютно искренний и правдивый.

Вектор второй. Нравственное самосовершенствование требует такой же тренировки, как и физическое. Хочешь развить тело – делай физические упражнения; хочешь развить душу – твори дела духовные. Душа, как и все в человеке, обязана трудиться. В основе практических мероприятий для развития альтруизма, т.е. раскрытия души, – "Система трех": сделай три добрых дела незаметно для окружающих, пожелай трем людям добра, найди в плохом для тебя человеке три добрых качества, создай три добрых образа и подари их миру и т.д.
Развитие альтруизма лечит нравственные сломы, если они имелись в период становления или созревания личности.
 

"Крест пространства Будджа". В духовных практиках Востока есть такая техника. Каждое утро, встав с постели, надо пожелать добра всему миру. Упрощенная техника выполнения такова: представь исходящие от тебя лучи – вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз –  и произведи мысленный посыл примирения, умиротворения, доброжелательства. Примерно так: "Да будут все существа счастливы, да будут все существа мирны, да будут все существа благословенны  (или блаженны)". Называется она "Крест пространства Будджа". Чем чаще ее делать, тем лучше.

Вектор третий. Работа с "Тетрадью самосовершенствования". Данная техника позаимствована у Роя Юджина Девиса. Заводится тетрадь, в  которой записываются специальные вопросы, определяющие моральное и психологическое лицо человека, его отношение к себе и другим. Эта "тетрадь" очень личная, поэтому педагог не должен требовать ее для прочтения, только если такое желание высказал сам студента. Но наблюдать за ее наличием и ведение педагогу необходимо.

Вопросы для самосовершенствования.

  1. В чем моя главная сила?
  2. В чем моя главная слабость?
  3. Чего я больше всего боюсь?
  4. О чем я больше всего мечтаю, на что надеюсь?
  5. Какова моя самая большая ошибка?
  6. В чем состоял мой самый благородный поступок в прошлом?
  7. Действительно ли я хочу служить другим?
  8. Действительно ли я прощаю других и желаю им добра?
  9. Что я более всего хочу стереть из памяти?
  10. Если будет возможность, что я захочу сделать лучше?
  11. Всегда ли я говорю правду? Говорю ли я правду себе?
  12. Кто я: практик и реалист или мечтатель?
  13. Обманчива ли моя внешность? Каков(а) я на самом деле?
  14. Кого я люблю больше всех?
  15. Есть ли кто-то, кого я ненавижу? Почему?
  16. Боюсь ли я кого-то? Почему?
  17. Кто на меня больше всего повлиял в жизни?
  18. Каковы мои главные цели? Почему?
  19. Как мне лучше всего достичь их?
  20. Если в прошлом я потерпел(а) поражение, то почему?
  21. Готов (а) ли я покинуть этот мир без сожаления? Почему "да" или почему "нет"?
  22. Правильно ли я использую мое время, энергию, талант, умственную силу и деньги? Если "нет", то почему?
  23. Думаю ли я всерьез о том, чтобы жить творчески, или хожу вокруг, да около?
  24. Подходящий ли я человек для того, чтобы стать таким (такой), каким хочу, всё ли я делаю, чтобы наилучшим образом распорядиться своей жизнью?

Переписав эти вопросы в свою тетрадь, необходимо оставить побольше места для подробных объяснений. Это нужно для того, чтобы прояснить собственный разум и помочь себе стать честным по отношению к окружающим, к жизни и самому себе.

Вектор четвертый. Режимы индивидуального творчества (РИТ).
1. В доказательство индивидуальности каждого человека целесообразно провести упражнение на развитие креативности, именуемое "Океан".
Преподаватель предлагает всем одни и те же условия.
"Представьте океан (не озеро, не море, а именно океан), огромный, бескрайний, бездонный. Каков он?
- Бушующий или спокойный?
- Цвет воды?
- Цвет неба?
- Где вы находитесь: в лодке, в воде, на плоту или еще на чем-то?
- Вы сухой или мокрый?
- Вкус воды?
- Ощущения от океанской воды?
- Глубина?
- Цвет глубины?
- Ниже, где цвета нет, что там?
- Ваши ощущения?
- Куда вам хочется: вверх или еще глубже вниз?
- Ощутите мощь океана, его силу, его всемогущий потенциал.
- Берите эту силу с собой".

Образное мышление действительно – сила, это мощнейший энергетический пласт цивилизации, тысячелетняя субстанция, которая является праматерью всего живого на Земле, потому что все живое – образ в процессе творчества жизни". Конкретно овладев образным мышлением (именно мышлением, а не вхождением в образ), человек овладевает мощью праэнергии. Что может сравниться с такой махиной? Что может быть сильнее?

Техника исполнения. Студенты на каждый вопрос отвечают письменно. Получается своеобразный рассказ. И хотя все отвечают на одни и те же вопросы, рассказ у каждого получается свой, что наглядно убеждает в индивидуальности творческого мышления.
Однако можно отобрать группу, у которой океан был бушующий, группу – у которой океан был ласковый; у кого глубина была темной, а у кого светлой и сказочно-интересной. Далее можно определить, что еще есть общее у этих людей. Иногда наблюдаются довольно интересные аналогии. К тому же картина океана часто бывает аналогична состоянию души на момент работы с образом.
В то же время это упражнение является практическим знакомством с модельным (образным) мышлением.
А также: это один из способов написания рассказов, статей, докладов: составить перечень вопросов, на которые затем дать связные ответы.

2. В необходимости уметь видеть ситуацию с нескольких сторон убеждает упражнение, названное "Зеркало".
Техника исполнения. Проходит в несколько этапов.
Этап первый. Ставится трех- или четырехгранный предмет, два участника садятся по разные стороны. Хорошо, если друг от друга их перекрывает ширма. Или можно взять несколько одинаковых предметов, дав задание каждому описать одну сторону, не касаясь  никакой другой. Однако лицевая сторона предмета показывается только одному человеку, от других она скрыта (заклеена, закрашена и т.д.)

1. Каждый детально описывает предмет с той стороны, с которой он его видит.
2. Основные участники делают записи, работая молча.
3. Группа может работать так же, описывая то, что преподаватель сделал для них видимым. Кто-то смотрит на предмет сверху, кто-то снизу и каждый описывает только видимую ему часть. Хорошо, если действительно видима только одна часть, чтобы общего видения предмета не было.
4. И только одному из всех участников данного упражнения предмет  дан лицевой стороной, которую он видит и описывает.

Главное в этом режиме: ничего не придумывать, а только описывать то, что видишь.
Этап второй.  Участники читают свои зарисовки:
-  которые описывали с разных сторон;
-  которые описывали сверху и снизу и т.д.;
- участнику, который работал с лица, слово пока не дается.

Этап третий.  Дискуссия. Рассказы  у всех разные и каждый доказывает свою правоту, веские для этого аргументы имеются у каждого – это описываемая им сторона предмета.
Этап четвертый. Консенсус. Составляется общий образ предмета из всех разрозненных. Смогут ли участники, составив все свои рассказы, определить, что же все-таки они описывали?
После этого дается, наконец, слово тому, кто работал с лица. И показывается "лицо" объекта исследования.
Этот РИТ наглядно убеждает его участников, что похожее зачастую происходит и в жизни: очень многие споры, и даже жаркие, происходят там, где взгляды соприкоснулись с одним и тем же объектом, но с разных точек зрения.
Интегрально-креативное мышление дает возможность не только видеть объект, ситуацию с нескольких (многих) сторон, но и избегать конфликтов.

Вектор пятый. Приобретение уверенности в себе.
1. Упражнение-тренинг "Моя основа". Возьмите лист бумаги  и разделите его пополам. Напишите сверху каждой половины:  Уверенность      Неуверенность.
Под Уверенностью перечислите то, в чем вы уверены в себе и своей жизни. Такие факторы обязательно имеются. К примеру: имя, фамилия, папа, мама, бабушка или дедушка, город, в котором живете и т.д. Подумайте над своими четко присутствующими факторами. Это ваша уверенность.
Под Неуверенностью перечислите то, в чем не уверены в своей жизни и в себе. Теперь оторвите и сожгите половину с неуверенностью.
Перечитайте внимательно то, в чем уверены, и положите в карман. Доставайте это в течение недели и, перечитывая, запоминая, "вбейте" в память. Это ваша платформа, у вас есть, на чем стоять.

2. Упражнение на самоутверждение: "Я – есть сила". Встаньте. Повернитесь лицом к аудитории и смотрите прямо в глаза тому, кого боитесь. Обычно, студенты не признаются в том, кого они боятся, и приходится просто составлять пары для работы. Мы их называем эксперт-операторные. Оператор производит заданное действие, а эксперт контролирует выполнение. В данном упражнении эксперт должен сделать все, чтобы вывести оператора из равновесия, то есть спровоцировать произвести какое-то действие: хоть телом, хоть лицом. Задача оператора в данном упражнении стоять, глядя в упор на эксперта и молчать не производя ни малейшего движения: ни глазом, ни бровью. Эксперт имеет право на все, кроме прикосновения. Но что бы ни делал эксперт, оператор должен стоять как ледяной столб. Для этого оператору надо представить внутри себя стержень силы.

Ощущение крепкого сильного стержня внутри себя – итог данного упражнения.
3.Упражнение "Я – свет (солнце)". "Представьте себе, что ваше сердце излучает свет добра и любви к людям, ко всему живому, представьте, как от вашего сердца тянутся нити, связывающие вас со всей Вселенной, со всем живым в ней и с вашими учениками".

 

 

Продолжение журнал №4/11


Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова А.А.

Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова - универсальное средство диагностики и мониторинга уровня безопасного существования человека в современном обществе (учеников школ, студентов, специалистов различных дисциплин, профессий) и служить наглядным количественным и качественным показателем уровня его возможностей на сегодняшний день.

Исследователи, а ими могут быть: преподаватели любой дисциплины, родители, обучаемые, руководители организаций, – свободны в выборе качественных (можно изменить, добавить, уменьшить рассматриваемые позиции), и количественных показателей. Единственно, нельзя их изменять при повторном тестировании одного и того же человека.

 

Познакомься с проектом сайта электронного малотиражного издательства интеллектуальной собственности - ЭМТИИС, которое предлагает Вам оперативно, легко и просто, без специальных познаний, умений с Вашей стороны, больших средств и капиталов реализовать себя в собственном проекте http://www.dronovatatyana.ru

Автолюбителю, отпускнику, дачнику на заметку(коротко о главном)>>>

информация>>>

Студентам >>>

| На главную | ЖурналДаНет Журнал ЛБиЗ|Библиотека | ИКСМ |

 

© 2009—2015 Александр Дронов