курс дистанционного обучения:
"Формируем интегрально-креативный стиль мышления"

№1

I. Логистические методы исследования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) как основы личностного становления.
1.1. Основные принципы, закладываемые в логистические методы определения структуры ИКСМ.
1.2. Структурные компоненты, критерии, уровни ИКСМ.

I. Логистические методы исследования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) как основы личностного становления.

1.1. Основные принципы, закладываемые в логистические методы определения структуры ИКСМ.

Изучаемые вопросы личностного становления всегда сложны (динамичны, многофакторны, иногда неповторимы), поэтому решение этих задач требует анализа возможных (возникающих) ситуаций при различных условиях внешней среды и внутренних установок, т.е. применения ситуативных методов, или логистических процедур. Эти методы широко применяемы сегодня во многих отраслях науки и экономики для исследования различных теорий. Такой подход позволяет заранее предусмотреть варианты сложных процессов и наметить пути их оптимального или рационального. Причем, если на начальном этапе полученные результаты могут носить отвлеченный характер, то в дальнейшем практическом применении они приобретают абсолютные значения статистического характера. Исходя из этого, мы пришли к решению необходимости использования логистических методов для определения компонентов интегрально-креативного стиля мышления личности.

Однозначного толкования понятия «логистика» нет, но во всех определениях можно выделить главное – логистика позволяет разрабатывать, направлять и контролировать, наряду с материальными, информационные потоки от источника до потребителя во времени и пространстве с наименьшими затратами при максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке. Можно определить логистику иначе – это алгоритм, т.е. совокупность операций, выполняемых в строго установленном порядке, для решения задач определенного типа, в данном случае – личностного становления. Логистика дает возможность заранее рассчитать варианты изменений процесса формирования, что позволяет быстро реагировать на них во избежание потери времени и качества.

Помимо этого, благодаря использованию компьютеров, широкое распространение в настоящее время получили математические методы. В основе этих методов лежит компьютерное исследование моделей различных систем. Модель – упрощенное представление реальной системы, для которой характерно бесконечное число связей с окружающей средой. Упрощение позволяет ограничить число связей и выбрать те из них, которые нам представляются наиболее важными. На модели осуществляются процессы исследования динамики поведения системы в различных ситуациях, прогнозирования ее поведения в будущем, что позволяет выработать (или отобрать) наилучшие варианты формирования системы. Моделирование также позволит нам определить основные составляющие системы взаимодействия с окружающей средой, законы ее развития и распада; научиться управлять и определять наилучшие способы управления системой взаимодействия и внешней средой для достижения заданных целей.

Одной из главных составляющих процесса личностного взаимодействия с окружающей выступает информация. Проанализируем возможные пути взаимодействия личности с информационным потоком и выявим основы этого взаимодействия, применительно к нормальному закону распределения. Содержание закона основано на плотности распределения вероятностей различных числовых величин, не поддающихся предсказанию и возникающих как результат сложения многих независимых и сравнимых случайных величин (Р.Л. Агабекян, А.Д. Наследов, Ю.Л. Хотунцев), к которым мы можем отнести и взаимодействие личности с информационным потоком.

Рассмотрим условия взаимодействия современного информационного потока и способностей человека применительно к нормальному закону распределения:

Рассмотрим уравнение: dN/dt= aN,                                 (1)

где N– информационный поток социальной среды в момент времени  taистинная скорость изменения потока.
Решением этого уравнения, удовлетворяющего начальному условию
N (0) = N0 ,                                                                             (2)
будет: aNdt =dN , проинтегрировав, получаем график данной зависимости в виде кривой АВС (рис.1).

На графике видно, что за равные промежутки времени t1, t2,.., tn способности человека должны предполагать возможность восприятия, переработки и реализации ??t информации, общий поток которой DN за ?t будет увеличиваться по экспоненциальному закону (рис.1). Это «лавинообразный» процесс, который носит экспоненциальный характер (И.Р. Пригожин).

Из этого следует, что в современном ускорении человек может воспринимать, перерабатывать и реализовывать энерго-информационный поток только при условии, что его способности, обеспечивающие взаимодействие с информационным потоком, тоже будут увеличиваться по  экспоненциальному закону, что будет соответствовать площади DN. То есть личность предполагает наличие таких способностей, при которых суммарное воздействие (интегральное) информационного потока – естественного, техногенного и антропогенного характера – в единицу времени, будет соответствовать способностям человека взаимодействовать с этим потоком. Эта способность есть не что иное, как возможности стиля мышления, выражающиеся в интегральности, что и должно стать основой личностного становления современного человека: интегральный стиль мышления.

Помимо этого, согласно законам синергетики – науке о хаосе и упорядоченном движении в динамических системах, – в реальных условиях среды обитания поступающий информационный поток носит как периодический, упорядоченный, так и хаотический характер. Непредсказуемость, апериодичность информационного взаимодействия человека со средой обитания диктуется различными факторами: политическими, идеологическими, экологическими, индивидуальной системой поведения, врожденными возможностями, физиологией, психологическим состоянием в момент времени t, умением адаптироваться, интеллектуальным уровнем, активностью индивида и т.д., которые тоже накладывают свои особенности на возможности человека и его личностного становления. Эту способность взаимодействования со средой обитания, выражающуюся в индивидуальном «сотворении действительности», мы называем креативностью. Все это происходит с каждым из нас постоянно, «здесь и сейчас», часто в нестабильной атмосфере, поэтому именно интегрально-креативный стиль мышления способен обеспечить конструктивную деятельность в реалиях современности.

Организационный подход к сущности любого вопроса невозможен без выявления его структуры. В нашем случае, мы обращаемся к помощи логистики и моделирования для определения структурных и функциональных компонентов, а также уровней интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) как системы интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, максимально приспособленной к изменяющейся социальной, природной и техногенной сферам за счет активизации внутренних ресурсов личности.

Отметим основные принципы, закладываемые в логистические методы определения структуры ИКСМ: 1) определение компонентов ИКСМ, действительно определяющих процесс личностного становления педагога; 2) подбор универсальных критериев (и показателей)  ИКСМ и разработка средств мониторинга, соответствующего инструментария (эйдос-теста, таблицы уровней и т.д.); 3) выбор рационального пути формирования ИКСМ, соответствующего критериям (и показателям) процесса личностного становления и взаимодействия с окружающей средой; 4) возможность оперативного получения и анализа информации, обеспечивающей минимальный риск ошибки; 5) получаемые данные должны быть визуализированы в процесс формирования ИКСМ.

1.2. Структурные компоненты, критерии, уровни ИКСМ.

Многообразие взаимодействия представляет собой мощный энергоинформационный поток, в котором сплетаются: личностные, общечеловеческие ценности и нормы, ответственность, знания, нравственность, духовное самосовершенствование. Рассмотрим уравнение, учитывающее случайные изменения энергоинформационного потока, которое, соответствуя уравнению (1), будет иметь вид:

(3)

где у(t) – случайная величина со средним значением, равным нулю. Решение задачи [уравнение (4) при условии (3)] имеет вид:

(4)

Сделав некоторые упрощающие предположения и преобразования (считая, что все случайные величины имеют нормальное распределение), мы получим плотность распределения случайной величины с вероятностными характеристиками  нормального закона: среднее значение потока mв момент времени t и средне-квадратичное отклонениеs от Nt.Эта плотность распределения случайной величины представляет собой график плотности распределения вероятностей нормального закона (со средним  m и дисперсиейs).

Совместив полученный график с «кривой толерантности» Шелфорда, отражающей закон, согласно которому лимитирующим фактором благополучного существования любого организма может быть как минимум, так и максимум воздействующего фактора, а диапазон между ними определяет значения, в пределах которых только и может существовать организм, мы получим график с характерными позициями взаимодействия педагога с энергоинформационным потоком (рис.2) и ярко выраженными уровнями переходов в точках бифуркации (ветвления), соответствующих этим уровням, анализ которых приводит к выводам:

– среднее значение (m) энергоинформационного потока N(t)экспоненциально возрастает,  экспоненциально возрастают и отклонения (s ) от среднего значения;

– упорядочивание энергоинформационного взаимодействия (уменьшение хаотичности, дисперсии – s) однозначно приводит к росту конструктивного взаимодействия человека (рис.2, зоны I, II) и наоборот – хаотичность энергоинформационного взаимодействия (увеличение дисперсии – s)  уменьшает, приводит к деструктивности, причем по экспоненциальному закону (рис.2, зоны III, IV);

– лимитирующим фактором, ограничивающим конструктивное взаимодействие педагога с энергоинформационным потоком являются как минимум, так и максимум интенсивности воздействия энергоинформационного потока на человека (з-н Шелфорда).

То есть минимальное и максимальное воздействие интенсивности энергоинформационного потока определяет диапазон конструктивного и деструктивного взаимодействия личности с потоком, который соответствует пределам возможностей человека, обеспечивающих конструктивность взаимодействия. Другими словами, конструктивное (или комфортное) взаимодействие человека с энергоинформационным потоком зависит от комплекса собственных возможностей в отношении научных, социальных, политических и т.д. факторов, к каждому из которых у человека существует определенный диапазон толерантности, характеризующийся хаотичностью, случайностью, дисперсией – s. Тогда, исходя из выводов 1, 2: чем больше дисперсия (хаотичность, случайность) при взаимодействии с энергоинформационным потоком, тем менее конструктивным будет взаимодействие (зоны IV, III) и, наоборот, при минимальных значениях дисперсии (зоны II, I) – конструктивность выше.

Исходя из вышеизложенного, следует, что взаимодействие в зонах I, II (комфортного и допустимого взаимодействия) возможно:

1. Если смыслообразующим основанием человеческого бытия, мотивирующим и задающим направленность конкретным поступкам  и любой человеческой деятельности является совокупность моральных, этических, целеполагающих и других ценностей, то одним из возможных путей (если не единственным путем) уменьшения дисперсии энергоинформационного потока, являются ценности. Ценности – это то, что является наиважнейшим в жизни. Поэтому ценности императивны, в силу чего они определяют и предполагают круг и качество взаимодействия с энергоинформационным потоком.

Отсюда первый компонент ИКСМ – аксиологический. Критерием аксиологического компонента ИКСМ будетблизость личностностных ценностей с общечеловеческими ценностями и нормами. 

2. Упорядоченность человеческой деятельности на основе личностных и общечеловеческих ценностей обеспечивается через механизмы социальной нормы. График показывает (и доказывает), что важен не только  состав ценностей, но и их количество: чем больше ценностей, тем больше дисперсия; чем меньше ценностей, меньше дисперсия, конструктивней будет взаимодействие с энергоинформационным потоком, который они определяют. При минимальном количестве ценностей  взаимодействие будет более упорядоченным, что соответствует зонам I и II (оптимума и допустимого взаимодействия).

Следовательно, следующим структурным компонентом должен быть – нормативный. Это гармоничнаясистема ценностно-нормативных ограничений, «сдерживающая мера» (Платон). Критерием нормативного компонента ИКСМ будет ответственность перед собой, каждым отдельно взятым человеком и будущим цивилизации.

3. Третьим структурным компонентом, предполагающим продуктивную комфортность энергоинформационного взаимодействия будет когнитивный.  Хорошо развитый когнитивный компонент способствует снижению дисперсии, уменьшая время на формирование ответного поведения, адаптацию и личностно-профессиональное становление личности. Критерием когнитивного компонента ИКСМ будет быстрое и качественное взаимодействие с информацией.

4. Качество и скорость энергоинформационного взаимодействия, неизбежно предполагает наличие определенных научных сведений у человека, то есть знаний. Деятельность обуславливается  знаниями, накопленными цивилизацией. Поэтому четвертый структурный компонент ИКСМ – знаниевый.

Развитие данного компонента, в совокупности со стремлением человека к расширению своих способностей при взаимодействии с энергоинформационным потоком, увеличивает диапазон допустимых пороговых значений (N(t)max и N(t)min, рис.2) этого взаимодействия, что предполагает безболезненное увеличение дисперсии энергоинформационного потока,  воздействие которой на человека не будет сказываться отрицательно. Критерием знаниевого компонентаИКСМ будет универсализм знаний.

5. Эволюция человеческого организма обеспечила человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Однако организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом (B.И. Вернадский), то есть не только способностью взаимодействовать с энергоинформационным потоком, но и физическим состоянием. Поэтому пятым структурным компонентом ИКСМ должно стать нравственно-психологическое здоровье.

Подлинная красота человека – это духовное (и физическое) совершенство, основанное на внутренней морали. И конструктивное разрешение различных ситуаций может базироваться только нанравственно-психологическом здоровье человека, которое расширяет допустимый диапазон взаимодействия с энергоинформационным потоком при личностном становлении. Критерием нравственно-психологического здоровья как компонентаИКСМбудет нравственное самообладание в любой ситуации.

6. Внешняя среда (пространство) владеет своей информацией, вырабатывает свою энергию, причем элементы различных сфер среды создают отличные друг от друга энергоинформационные потоки и имеют свою дисперсию, оказывающую огромное влияние на деятельность человека. Поэтому шестым структурным компонентом ИКСМ будет личностная идентичность.

Критерием личностной идентичности каккомпонентаИКСМ будет личностная стабильность как «сохранение в изменении», т.е. сохранение личностной идентичности во времени, и способность к изменению и дальнейшему развитию конгруэнтно реалиям времени.

7. Для регулирования или поддержания дисперсии на уровне оптимальных значений (зоны I и II, рис.1) человеку:

– нужен механизм контроля процесса взаимодействия с энергоинформационным потоком;
– необходимо осмысление энергоинформационного потока «здесь и сейчас» в сопоставлении с вечными ценностями.

Без рефлексии решить данные вопросы невозможно. Поэтому седьмым структурным компонентом ИКСМ будет рефлексивный. Критерием рефлексивногокомпонентаИКСМ будет константное духовное самосовершенствование.

Характер и степень взаимодействия с внешней средой должны складываться из условий вхождения деятельности человека во внешнюю среду. Отторжение этой деятельности, неизбежно повлечет за собой негативные последствия, и как  следствие – сужение II зоны и расширение III. Потому функции, осуществляемые ИКСМ: функции теоретического познания явлений и процессов, функции практического познания и преобразования мира и процессов внешнего пространства, функции диагностики процессов и явлений, направлены на  качественное сохранение, поддержание и развитие процесса взаимодействия  через личностный потенциал человека, становление которого призвано обеспечивать минимальную дисперсию вхождения информационного потока деятельности при взаимодействии с внешней средой.

Для этого разработан эйдос-тест и сформирована таблица определения уровней ИКСМ.

При разработке эйдос-теста мы руководствовались тем, что: 1) минимальная дисперсия при взаимодействии с энергоинформационным потоком будет у гармонично развитого человека; 2) основными личностными качествами человека, обеспечивающими минимальную дисперсию энергоинформационного потока внешней среды, в которой происходит его взаимодействие с социумом, природой, техносферой, являются такие показатели как: креативность, ораторское мастерство, логическое мышление, равномерно развитые репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая,  вербальный интеллект, память ( рис.3).

При условии гармоничного развития данных качеств у человека, разность значений оценочных показателей (в основе которых вышеперечисленные качества) должна быть минимальна или вообще равна нулю (рис. 3). То есть, протестировав себя по выбранным показателям, мы получаем наглядную картину (модель), позволяющую осуществить прогноз и спроектировать направления дальнейшей работы с последующей корректировкой всего процесса. Эйдос-тест в этом случае визуализирует процесс формирования ИКСМ человека.

Исходя из того, что процесс взаимодействия есть совокупность различных видов деятельности в сочетании с реализуемыми механизмами воспитания, обучения, образования, необходимо ввести понятие «уровень ИКСМ», так как более высокий уровень ИКСМ человека соответствует более высокой вероятности достижения положительного результата личностного становления человека и уменьшения дисперсии при взаимодействии с внешней средой.

Уровни составлены с учетом отклонений взаимодействия человека с поступающим энергоинформационным потоком (дисперсией):

– 1 уровень ИКСМ (стихийно-интегральный) соответствует IV зоне (гибели): дисперсия максимальна, взаимодействие невозможно;
– 2 уровень (модификационно-стимульный) соответствует III зоне (угнетения): дисперсия большая, взаимодействие затруднено;
– 3 уровень (деятельностно-познавательный) соответствует II зоне (допустимого взаимодействия): дисперсия допустима;
– 4 уровень самореализации соответствует I зоне (оптимума): дисперсия минимальна, комфортное взаимодействие с энергоинформационным потоком.

Для более полного мониторинга сформирована таблица определения уровней ИКСМ.

Таблица
Таблица определения уровня ИКСМ

Pr

Ui

Pr

Ui

0-5
6-15

4
3

16-27
28-39

2
1

Алгоритм применения:
1) диагностика и построение эйдос-теста;
2) анализ эйдос-теста и проектирование путей дальнейшего формирования ИКСМ;
3) определение уровня ИКСМ.

Для этого:
а) введена формула (3), определения среднего отклонения параметров от максимального значения:
Pr= Pmax – (P1 + P2 +…+Pn) : n ,                                                    (3)
где  Pr – значение среднего отклонения выбранных параметров; Pmax, P1, P2, Pn – значения максимального и других параметров, n – количество выбранных параметров.

На основании проведенного исследования и выделенных компонентов мы определили ИКСМ как новообразование, представленное совокупностью структурных (аксиологического, нормативного, когнитивного, знаниевого, нравственно-психологического, личностно-педагогической идентичности, рефлексивного) и функциональных (теоретического познания явлений и процессов, практического познания и преобразования явлений и процессов внешнего пространства, диагностико-оценочный) компонентов, определяющих основу личностного становления человека.

Продолжение журнал №2/10


Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова А.А.

Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова - универсальное средство диагностики и мониторинга уровня безопасного существования человека в современном обществе (учеников школ, студентов, специалистов различных дисциплин, профессий) и служить наглядным количественным и качественным показателем уровня его возможностей на сегодняшний день.

Исследователи, а ими могут быть: преподаватели любой дисциплины, родители, обучаемые, руководители организаций, – свободны в выборе качественных (можно изменить, добавить, уменьшить рассматриваемые позиции), и количественных показателей. Единственно, нельзя их изменять при повторном тестировании одного и того же человека.

 

Познакомься с проектом сайта электронного малотиражного издательства интеллектуальной собственности - ЭМТИИС, которое предлагает Вам оперативно, легко и просто, без специальных познаний, умений с Вашей стороны, больших средств и капиталов реализовать себя в собственном проекте http://www.dronovatatyana.ru

Автолюбителю, отпускнику, дачнику на заметку(коротко о главном)>>>

информация>>>

Студентам >>>

| На главную | ЖурналДаНет Журнал ЛБиЗ|Библиотека | ИКСМ |

 

© 2009—2015 Александр Дронов