электронный журнал:
"Личная безопасность и здоровье: от теории к практике"

В быту(дома), на работе, на отдыхе,
в транспорте, на улице, на воде, в лесу,
в чрезвычайных ситуациях... правило первое:

ЗНАЕШЬ – ВЫПОЛНЯЙ!

№1

Вместо вступления

ЕСЛИ БЫ все элементы природы, техносферы и антропогенной сферы были постоянны во времени;
ЕСЛИ БЫ изменения элементов природы, техносферы и антропогенной сферы соответствовали нашим задачам и уровню готовности людей;
ЕСЛИ БЫ мы могли постоянно поддерживать элементы природы, техносферы и антропогенной сферы в необходимом состоянии;
ЕСЛИ БЫ люди не делали ошибок и не принимали неграмотных решений;
ЕСЛИ БЫ люди, как представители Homo sapience, научились пользоваться и регулярно пользовались лучшим в мире аппаратом-инструментом по недопущению и предотвращению различных происшествий   – мыслительным (личным аппаратом, относительно самым молодым, обеспечивающим наше выживание, остальные наши органы гораздо старше в этом плане) - тогда у нас больше не было бы чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, а Лаборатория личной безопасности и здоровья могла быть расформирована.
К сожалению, эти  ЕСЛИ БЫ остаются и перечень может быть увеличен.
Цель Лаборатории личной безопасности и здоровья:
- изучать и выделять принципы выживания единые для всех сфер (природы, техносферы, антропогенной сферы);
- донести эту информацию аудитории в качестве пищи для размышления, а может и руководства к действиям.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Экстремальные ситуации.
1. Статистика экстремальных ситуаций.
2. Профилактика желудочно-кишечных расстройств при резкой смене места пребывания.
3. Выживание в лесу.
3.1. Итак, идем в лес.
3.2. Преодоление страха и возможного стрессового состояния.
3.3. Принятие решения.
3.4. Ориентирование.
3.4.1.По компасу.
3.4.2.По Солнцу.
3.4.3. По Луне.
3.4.4. По звездам.
3.4.5. По деревьям, муравейникам, ягодам.
3.4.6. По квартальным столбам.
3.4.7. А также - по интуиции!
3.4.8. Передвижение днем по азимуту.
3.4.9. Передвижение ночью.

II. Гимнастика ума.

I. Экстремальные ситуации.

1. Статистика экстремальных ситуаций.
Наша повседневная деятельность наполнена таким количеством стрессов, неожиданных событий, угрожающих ежеминутно (!) не только здоровью, но и самой жизни, что ее можно приравнять к нахождению на льдине, в горах, в пустыне (если не к еще более серьезным испытаниям). И готовы ли мы к такому положению? Хладнокровная, бесстрастная статистика констатирует: нет. Обратимся к цифрам.

В среднем по России за год в чрезвычайных ситуациях людей погибает:
-   в походах и экспедициях-250-300;
-   при землетрясениях, наводнениях-500-800;
-   в техногенных авариях -1 000 -1500;
-   на воде-9000-12000;
-   в авариях на транспорте - 40 000 - 45 000;
-   в криминальных происшествиях-30000-32000;
-   в результате самоубийств - 55 000 -65 000 (!);
-   при прочих обстоятельствах - 3 000 - 6 000.
Итого: около 140 - 150 тыс. человек ежегодно в России погибает в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.

Число раненых можно оценивать как 1:10, т.е. на «порядок» больше. Приплюсуем к этому число инфарктов и инсультов (вообще не поддающихся статистике), которые можно считать прямым следствием социальных экстремальных ситуаций.

Не вдаваясь в статистику других стран, можно смело констатировать: в этой области мы тоже прочно «впереди планеты всей» и около 1% населения уходит из жизни по этой причине.
Можно даже сравнить с «результатом» афганской войны - погибших примерно 2% от всего контингента, прошедшего через боевые действия.

Итак, наша повседневная жизнь по сравнению с боевыми действиями «всего» в 2 раза менее опасна! И на фоне подобной ситуации наше общество, наверное, наиболее пренебрежительно относится к проблеме обучения действиям в ЧС!
Вот где поле деятельности для исследователя и педагога! Но... с другой стороны, будет ли их деятельность рентабельна при таком количестве «печальных событий»? Наверное, это еще одно проявление «российского менталитета». Можно огорчаться, можно восхищаться, но обойтись сакраментальным «умом Россию не понять» уже не удастся.

Следует учесть, что реальные экстремальные условия зачастую представляют собой синтез нескольких сред. Какая из них будет определяющей – вопрос непредсказуемый! Подготовить же человека ко всем прогнозируемым условиям сразу - абсолютно нереально. Поэтому, начиная подготовку человека к активному действию, невозможно и даже преступно было бы вначале определять сферу занятий человека, соответственно среду и разрабатывать специальное, узкоспецифическое снаряжение.

Готовить надо к существованию во всех средах, т.е. изучать и выделять принципы выживания единые для всех сред.

Однако, и это еще не будет являться достаточным условием безопасного существования человека в окружающей среде, под которой мы будем понимать: природную сферу, техногенную и антропогенную. При все увеличивающихся опасностях окружающей среды, которые создаются человеком, и представляют собой следствие технического и научного прогресса, мы с вами постепенно забываем ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО личной безопасности: ЗНАЕШЬ – ВЫПОЛНЯЙ!

Именно научный и технический прогресс создают иллюзию у основной массы населения легкости и простоты обращения с техникой и вседозволенности личного поведения человека. Результат этой иллюзии:
- недопонимание значимости вопросов безопасности в условиях все увеличивающегося ускорения жизнедеятельности привело к тому, что ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы;

- в 80% этих случаев причиной является элементарное невыполнение правил дорожного движения как пешеходами, так и водителями транспортных средств;
- причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10  является неосторожное обращение с огнем;
- сюда же можно отнести: рост заболеваний СПИДом, алкоголизм, наркоманию, табакокурение, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни.

Все это следствия отсутствия культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме с его урбанизацией и перенаселенностью. По одному из обоснованных прогнозов (МЧС России, 2005), из каждой тысячи сегодняшних подростков, преждевременно уйдут из жизни сто шестьдесят четыре, из которых трое будут убиты, 6 покончат жизнь самоубийством, 7 станут жертвами СПИДа, 8 погибнут под колесами автомобилей, 20 погибнут от алкоголя и 120 умрут раньше срока из-за табакокурения. Поэтому наряду с основной целью личной безопасности и здоровья - способность к активной социальной позиции в обществе – необходимо формирование культуры безопасности, основным правилом которой является: ЗНАЕШЬ – ВЫПОЛНЯЙ!

Информационный поток природного, техногенного и антропогенного характера, с которым мы взаимодействуем, имеет хаотичный, непредсказуемый характер. Но выполняя определенные правила поведения в обществе, на природе, обращения с техникой, мы, прежде всего, делаем предсказуемым поток предстоящих событий, тем самым облегчая свою участь и участь других, живущих рядом. Все происходит с точностью до наоборот, если мы не выполняем правил, к которым сами же пришли в течении тысячелетней эволюции. Если добавить к этому все увеличивающиеся опасности элементов природы, техносферы и антропогенной сферы (природные катаклизмы, постоянный рост энергетической мощности объектов, их количества, размеров, скорости, объемов выполняемых услуг в нашей жизни, замкнутость и ограниченность жизненного пространства человека, постоянная зависимость от рядом живущих, все увеличивающиеся потребности на фоне крушения ценностей человеческой жизни и т.д.), то становится яснее ясного, что: необходимо знать возможные опасности - зная их, необходимо вырабатывать систему защитных мероприятий - затем, выполнять их. Иначе, поток информационного взаимодействия с окружающей средой будет непредсказуем, что, несомненно, затруднит нашу жизнедеятельность со всеми вытекающими последствиями…

Начнем с элементарного, но очень важного:

2. Профилактика желудочно-кишечных расстройств при резкой смене места пребывания.
Данная проблема хорошо знакома всем, кто в силу исполнения служебных обязанностей вынужден часто перемещаться на большие расстояния. Если организм не тренирован на случай подобных событий, то возможны серьезные осложнения вплоть до 3 - 4-дневной потери трудоспособности. И зачастую спасатели, прибывшие на место происшествия, сами пополняют число пострадавших, за счет собственного контингента.
С этой же проблемой приходится иметь дело руководителям туристических групп по прибытии на места отдыха. И сверхпроблема - детские группы, выезжающие на юг. Особенно при первых встречах с «восточными» базарами! Как известно, никакие запреты на фрукты и зелень не «срабатывают»!
Обычно этот эффект связывают с низким качеством пищи. На наш взгляд, причины в ином.

Желудочно-кишечные расстройства - следствие непривычного состава местной воды. Реакция организма - естественная «отработка» внешнего воздействия. «Включая болезнь», организм ограничивает человека в активности и сберегает энергию для адаптационных процессов, которые сам же активно и проводит. А пресловутое расстройство желудка - всего лишь следствие этой очистительной работы.
Есть вариант оказания активной помощи своему организму как на физиологическом, так и на «энергетическом» уровне.

Данный комплексный эффект достигается самым обыкновенным чаем со слабым возбуждающим средством с остро выраженными комплексными терапевтическими свойствами.
Из опыта работы с детскими группами известно следующее:
Можно разрешить есть все, что душа пожелает, в том числе и зеленые! немытые фрукты, с одним условием - через каждые 2 часа выпивать кружку крепкого чая без сахара!

Желающие могут испытать это на себе даже в родном городе, где в общепите ощущения после обеда не всегда приятные. При малейшем сомнении - срочно заказывайте крепкий чай. Еще раз напоминаю: чай с сахаром совершенно иной продукт, обладающий также уникальными свойствами. Однако к указанному процессу отношения не имеющий.
Специалисты могут сравнить эффект от чая с действием известных медикаментозных препаратов и сделать соответствующие заключения.

3. Выживание в лесу.
В этой главе автор предлагает лишь основные принципы и источники информации. Главное же внимание уделяется малоизученному и наименее известному «деятельностному» подходу.
А читатель уже сам выберет наиболее оптимальный вариант - как для себя лично, так и для конкретной ситуации.
Но, еще раз подчеркнем, недопустима публичная декларация конкретной личности по принадлежности к конкретному психотипу. Так же как и публичное определение самого себя. Тонкое тайное чувствование «ближнего своего» - основа взаимопонимания.
Рассмотрим еще раз общие принципы отношения различных психотипов к экстремальной ситуации, например на природе.

3.1. Итак, идем в лес.
Конец лета по всей России - время особое. Естественная человеческая жажда общения с природой приобретает особый оттенок. Вот дозрели главные ягоды - брусника и клюква, вот пошли грибы. И началась наша «тихая охота». Переполненные электрички не устают по утрам «рассыпатъ» горожан на лесных полустанках, а вечером собирать их обратно. Но... всегда ли число пассажиров вечером будет соответствовать числу утреннему? Не останется ли кто-то в лесу (хорошо, если по своей воле)? А если не по своей?
Да, охота, даже если она «тихая», все-таки охота. И траектория движения азартного человека в лесу (а тем более в малознакомом) не поддается никакой логике. Вот и идет он, движимый лишь видением очередного гриба, и набирает лукошко. Наконец, довольный небывалой добычей, он поднимает голову и... недоумевает: а где же я?
Лес совсем незнакомый. Голоса товарищей, только что звучавшие за кустами, куда-то исчезли. На крики никто не отзывается. Заблудился! Что же делать?! На эту тему мы и поговорим.

3.2. Преодоление страха и возможного стрессового состояния.
Что делать со страхом? Прежде всего с ним нужно справиться. А может быть, сделать своим союзником. Все зависит от того, к какому психотипу вы лично относитесь. И соответственно - как отзываетесь и реагируете на какое-либо событие. Перепутать здесь опасно. Приемы из «чужого арсенала» могут не только оказаться бесполезными, но и усугубить ситуацию. Итак, из наиболее часто встречающихся (на основании несложного психологического самоанализа) выберите для себя личную оптимальную линию поведения.

Исключить:
- действия во власти эмоций,
- коллективное руководство.

Провести:
- эвакуацию из опасной зоны,
- оказание неотложной медицинской помощи,
- задействование индивидуальных средств защиты.
Организовать:
- строительство временных укрытий,
- разведение огня,
- добывание и обеззараживание воды.

Постоянно проводить:
- плановую медицинскую помощь,
- приготовление пищи,
- задействование средств жизнеобеспечения группы,
- определение своего местонахождения.

Держать в постоянной готовности:
- средства сигнализации и связи.

3.3. Принятие решения.
Итак, вы заблудились!
Первая рекомендация, когда не знаете, что делать: сядьте, подумайте! Не придумывается? Глубоко подышите и еще раз подумайте!
Кстати, если вы сели и перестали хрустеть валежником под ногами, возможно, услышите что-то очень важное: голоса товарищей, дальний гудок поезда, шум автомобильной трассы. И... «приключение», еще не начавшись, уже идет к концу. Вы спасены!
Предположим, вы все-таки заблудились. Немедленно встает вопрос: идти или ждать помощи? Если не уверены в своих силах, лучше сидите на месте. Детям мы однозначно советуем ждать. Но, приняв такое решение, осознайте: в первые сутки вас искать не будут (разве что детей родители). Выйдут на поиски лишь на вторые-третьи сутки. И найдут соответственно на третий-четвертый день. То есть надо приготовиться прожить в лесу три-четыре дня.
Итак, надо принять самое важное решение: находиться на месте и ждать помощи или двигаться самому?
Первое решение, как правило, связано с наличием травмы либо другой какой-либо причины. В этом случае надо думать об оказании первичной помощи и организации стоянки (с возможным ночлегом). Но рассмотрение этого варианта несколько отложим, а пока исследуем другой - когда вы решили выбираться сами.
Но в каком направлении двигаться? Вот главный вопрос

3.4. Ориентирование.
3.4.1.По компасу.
Если вы не забыли дома компас, не лишне, входя в лес, отметить направление движения и «согласовать» направление с показаниями компаса. И в случае потери ориентировки, считая положение стрелок всегда постоянным, просто двигаться в обратном направлении. А если есть еще и карта, то вы в лесу хозяин...
Надо только не забывать: стрелка компаса показывает не точно на север, а на 9 - 12° (чем ближе к северу – тем больше склонение) восточнее. Кроме того, к примеру, на Урале, перенасыщенном месторождениями полезных ископаемых, можно получить «блуждание» стрелки компаса. Увы, к этому надо быть готовым. Поэтому рекомендуется, даже при наличии компаса, не ограничиваться одним способом ориентировки, а изучить массу других, более доступных (а при случае до похода в лес—потренироваться). Итак, представим, у вас нет оснований доверять компасу, а может, вы его потеряли (что нередко случается с любой вещью), а может, что еще более естественно, отдали своему менее опытному товарищу.
3.4.2.По Солнцу
Если нет сплошного тумана, положение Солнца отметить нетрудно. Зная примерно местное время, можно по положению светила в полдень отметить южное направление. Следует не забывать несоответствия так называемого астрономического и местного времени. Последнее «сдвинуто» на 1 час вперед в соответствии с известным «декретом», да вдобавок «гуляет» зимой-летом ± на 1 час. Но даже с учетом этих возможных отклонений ваша ошибка в выборе направления не превысит 10-15°, что для самоспасения вполне допустимо. А если нет часов, достаточно помнить, что в полдень тени от предметов самые короткие. Можно воткнуть на открытом месте в землю палочку и отмечать в течении дня положение конца тени: самая короткая в течение дня тень укажет на север.

3.4.3. По Луне
Во многих руководствах по туризму приводятся пространные рассуждения о положении и фазах Луны относительно сторон горизонта соответственно времени суток и времени года. Соотношения эти настолько сложны, что если вы не штурман-профессионал и если нет у вас на дне грибного лукошка специальных расчетных астрономических таблиц, то рекомендуем (на основании многолетнего опыта) выбросить из головы саму идею ориентирования по Луне.

3.4.4. По звездам
Ограничимся самым простым: созвездиями Большой и Малой Медведицы и Полярной звездой.
«Ковш» Большой Медведицы найти на звездном небе несложно. Далее надо мысленно продолжить вверх «переднюю кромку» «ковша» на 5 расстояний, равных этой кромке. В найденной точке и находится Полярная звезда. Она же является конечной звездой в ручке перевернутого ковша Малой Медведицы. Направление на Полярную звезду и есть направление на север.
Все эти перечисленные способы предполагают ясную погоду. А если облачность? А тем более туман?

3.4.5. По деревьям, муравейникам, ягодам:
-   кроны деревьев с южной стороны гуще;
-   лишайники и мхи предпочитают северную сторону стволов деревьев, а также отдельно лежащих камней;
-   «годовые» кольца на пне спиленного дерева толще с южной стороны;
-   муравейники почти всегда находятся к югу от естественного укрытия - деревьев, пней, кустов;
-   южная сторона муравейника более пологая, чем северная;
-   ягоды более спелые на южных сторонах пней, кочек, холмиков.
Внимание: все эти последние признаки зависят по существу не от географического положения, а от направления господствующих ветров. Эти два фактора совпадают на малолесистых равнинах. В густом уральском и сибирском лесу, тем более в горах, нужно делать поправку. Лучше вообще эти признаки использовать как косвенные.

3.4.6. По квартальным столбам
Практически все наши леса еще давно, в 40 - 50-х годах, поделены на кварталы узкими просеками (визирками) и пронумерованы.
Встретив на пересечении двух визирок квартальный столб, можно по закономерности расположения номеров определить стороны горизонта. Поскольку весь лес у нас поделен на квадраты, то на пересечении просек  установлены столбы с четырьмя затесами, направленными в сторону соответствующих квадратов леса. На затесах указаны цифры. К примеру, 35 - 36 и 88 - 89. Поскольку нумерация идет с севера на юг и с запада на восток, по цифрам можно определиться в сторонах света. Это самый надежный способ ориентировки.

3.4.7. А также - по интуиции!
Все перечисленные способы (начиная с компаса и заканчивая квартальным столбом) предлагают «натуралисту» заранее подготовиться к ситуации, овладеть снаряжением и знаниями.
Возможен и крайний случай: все потерялось и все забылось! Но возможности еще не исчерпаны. В вашем распоряжении  совершенный инструмент человеческий организм!!! И вопрос только в том как вы им владеете.
Существование «внутренних часов» и «внутреннего компаса» у человека факт, доказанный научно. Есть статистика - до 80% людей способны пользоваться ими. К сожалению, не все знают о своих возможностях. Помните, в известном фильме «Кин-дза-дза» герой говорит: «Будем считать, что Ашхабад там». Кстати, фильм этот сделан в лучших традициях русских сказок. А все русские (и не только русские) сказки - методички по выживанию.
Проверить свои способности еще дома довольно просто. «Засекаем» время по часам, некоторый период (5 - 60 минут) занимаемся несложной работой, а затем спрашиваем себя (или и товарища) о времени. И можно заметить: чем более быстрый (явно интуитивный ответ), тем точность выше. Даже мгновенное размышление снижает эффект. Примерно такая же технология тренировки (с закрытыми глазами) - при работе с «внутренним компасом».
И еще раз отмечаем: все рекомендации по ориентированию как для «деятелей», «созерцателей», так и для «натуралистов» не имеют стопроцентной точности. Поэтому рекомендуем применять их комплексно, проверяя один способ другим.
И последняя рекомендация, уже от конкретной, нашей методики экологического выживания.
Запомните: если вы не провинились перед матерью-природой до такой степени, что она от вас окончательно отвернулась, то будьте спокойны – решение единственно правильное обязательно придет. И... поставив перед вами строгий вопрос, окружающий мир обязательно «подскажет» ответ!

А теперь, сориентировавшись и приняв решение, можно начинать действовать.

3.4.8. Передвижение днем по азимуту
Почти всем известен эффект «движения по кругу» по незнакомой местности. Как говорится, «леший водит»! Дело в том, что одна нога у человека почти всегда заметно сильнее другой. И соответственно длина шагов различна. Если вы не будете контролировать направление движения, то через некоторое время рискуете увидеть свои собственные следы.
Чтобы «лешему на удочку» не попасться, в момент ориентирования и принятия решения двигаться надо выбрать азимут, т.е. найти на горизонте (либо в пределах видимости) ориентир и идти к нему. При достижении этой промежуточной цели вновь повторите ориентирование и выбор азимута.

3.4.9. Передвижение ночью
Большинство рекомендаций по технике безопасности строго запрещает передвижение в темноте. Опасность подвернуть (и даже сломать) ногу, а тем более наткнуться глазом на сучок слишком велика. Поэтому мы рискуем давать некоторые советы исключительно «деятелям» (и частично «созерцателям») с очень высоким уровнем интуиции, степенью ответственности перед мирозданием и только в случае, если вы не успели перед матерью-природой чем-либо провиниться.
Для решившихся на ночное движение отметим: темнота никогда не бывает стопроцентной. Даже в безлунную ночь есть свет звезд. При сплошной облачности свет дальних городов от облаков отражается и «освещение» оказывается не меньше звездного.
Запомните главное: полное привыкание человеческого глаза к темноте наступает не менее чем через 40 - 50 минут. Необходимо воздержаться от включения фонариков и зажигания спичек - и к исходу первого часа вы станете видеть не намного хуже, чем в лунную ночь.

Продолжение журнал №2/10


Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова А.А.

Тест-модель безопасной жизнедеятельности Дронова - универсальное средство диагностики и мониторинга уровня безопасного существования человека в современном обществе (учеников школ, студентов, специалистов различных дисциплин, профессий) и служить наглядным количественным и качественным показателем уровня его возможностей на сегодняшний день.

Исследователи, а ими могут быть: преподаватели любой дисциплины, родители, обучаемые, руководители организаций, – свободны в выборе качественных (можно изменить, добавить, уменьшить рассматриваемые позиции), и количественных показателей. Единственно, нельзя их изменять при повторном тестировании одного и того же человека.

 

Познакомься с проектом сайта электронного малотиражного издательства интеллектуальной собственности - ЭМТИИС, которое предлагает Вам оперативно, легко и просто, без специальных познаний, умений с Вашей стороны, больших средств и капиталов реализовать себя в собственном проекте http://www.dronovatatyana.ru

Автолюбителю, отпускнику, дачнику на заметку(коротко о главном):

информация

Студентам >>>

| На главную | ЖурналДаНет Журнал ЛБиЗ| ИКСМ|Библиотека|

 

© 2009—2015 Александр Дронов