<<< содержание

<на главную>

3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Система работы руководителя по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности

Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности – одна из основных функций руководителя любого уровня. В условиях возможной ЧС или непосредственно в случае возникновения ЧС от его решительных действий и правильно принятого решения без преувеличения зависит жизнь людей. В отличие от условий повседневной жизни решения принимаются в крайне жестких условиях и, как правило, при огромном лимите времени, сил и средств.
Вспомним  1986 г., 26 апреля. Чернобыль. Взрыв на АЭС произошел в 1ч 23мин. Начальник штаба ГО Чернобыльской АЭС С. Воробьев доложил дежурному штаба ГО Киевской области  об аварии, сам объезжал территорию объекта, замеряя уровни радиации. Докладывал заместителю главного инженера АЭС по науке, что в отдельных местах уровень очень высок, что обнаружил разбросанный графит из недр реактора. Тот не среагировал. Директор же станции Брюханов запретил начальнику штаба давать сведения об обстановке на АЭС кому бы то ни было. Между тем, если бы объективное положение дел не скрывалось, то в какой-то степени можно  было минимизировать ущерб, особенно для мирного населения.
Можно привести ряд примеров, где руководство спокойно и решительно принимало ответственные решения, настойчиво добивалось их исполнения. Наиболее ярко эти качества проявились в действиях всех служб МЧС при восстановлении г. Ленска  (Якутия). Десятки людей, принимавших активное участие в спасательных работах и проявивших при этом мужество, были удостоены высоких правительственных наград.
Управленческая деятельность руководителя охватывает организацию работы предприятия (учреждения) как в целом в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Она основывается на федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.
Руководитель высшего звена управляет коллективом не непосредственно, а через аппарат управления, нередко очень сложный и многозвенный. Поэтому важными аспектами в его работе являются организация своего труда и формирование управленческих функций, умение организовать работу аппарата управления и, главное, организация его работы над основным актом управления – решением.
В последнее время этим вопросам посвящено множество работ, многое взято в практику из зарубежного опыта.

Управление – это функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и цели.
Применительно к обществу, коллективу следует говорить о социальном управлении.


Под социальным управлением понимается целенаправленное воздействие на общество, коллективы людей в целях организации и координации их действий в процессе выполнения определенных функций (или для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной специфики).

Специфика работы руководителя такова, что большинство экономических, научно-технических и социальных проблем, встающих перед возглавляемыми ими коллективами (предприятиями, организациями, учреждениями, отраслями, регионами), для самих руководителей выступают прежде всего как проблемы управленческие. Руководитель должен переносить в сферу деятельности системы управления решение экономических,

технических, научных и социальных проблем, т.к. важнейшей его задачей является организация перехода от научного анализа проблемы и теоретического варианта ее решения к практической деятельности. Вот почему с определенной долей условности можно сказать, что управленческие функции для руководителя являются главными.
Социальному управлению в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения присущ ряд закономерностей. Нередко их называют законами.
1. Закон целостности (иерархии) системы управления. Под ним понимается, что руководитель самостоятелен в принятии решения, однако эта самостоятельность относительна. Согласно этому закону строится жесткая вертикаль управления во всех органах, ответственных за предупреждение и ликвидацию ЧС, организацию гражданской обороны. При этом руководитель принимает решения в соответствии со своим уровнем управления.
2. Закон внешнего дополнения. Под ним понимается мобилизация внутренних резервов для решения задач управления, а при необходимости оказание помощи со стороны. Надо отметить, что МЧС ведет активную работу не только в России, но и международную деятельность в плане оказания помощи пострадавшим в авариях и катастрофах, в военных конфликтах. Наиболее крупными международными операциями гуманитарного характера были участие в поисково-спасательных работах после землетрясения в Индии, гуманитарное разминирование в Косово под эгидой ООН и оказание масштабной гуманитарной помощи населению Афганистана.
3. Закон необходимого разнообразия. Под ним понимается распределение  прав и обязанностей при выполнении функциональных обязанностей. Руководитель принимает решения по важнейшим вопросам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, специалисты выполняют функции подготовки и разработки решений, а технический (вспомогательный) персонал осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.
4. Закон потребного и располагаемого времени. В решении задач предупреждения и ликвидации ЧС, как правило, всегда ощущается дефицит времени. В таких условиях рекомендуется расположить проблемы в порядке важности и наметить меры для их решения. В последующем составить план совершенствования использования своего времени.

  1. Закон зависимости эффективности решения задач управления от объема используемой информации.

Важнейшей составной частью деятельности руководителя являются принципы управления – основополагающие требования к содержанию и организации управления. Основные принципы управления: соблюдение трудового законодательства и нормативно-правовых актов при принятии решения, научный подход к решению задачи, личная ответственность за принимаемое решение, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения задачи, твердость и настойчивость, гибкость и оперативность в способах достижения цели.
В решении задач обеспечения безопасных условий жизнедеятельности современный руководитель применяет различные методы – совокупность приемов и правил осуществления управленческих функций. Их условно можно разделить на две группы:
- организационно-распорядительные методы управления;
- социально-психологические методы управления.
К группе организационно-распорядительных относятся правовые, организационные, распорядительные и экономические методы управления. Для повышения эффективности управления их целесообразно использовать в разумной совокупности.
К группе социально-психологических относятся методы, базирующиеся на демократизации принятия управленческих решений, стимулировании активности членов коллектива, использование традиций предприятия или организации, пропаганде передовых приемов.
Управление можно рассматривать в статике – как структуру, и в динамике – как процесс. Структура представлена  системой органов управления, а процесс управления представляет собой функционирование этой системы.

3.2. Основы управленческой деятельности руководителя по обеспечению безопасности

Содержание процесса управления определено сущностью управления, его целями, функциями и методами.


Содержание управления безопасностью жизнедеятельности имеет ряд особенностей. В повседневной деятельности – это система тщательно планируемых и проводимых мероприятий по подготовке материально-технической базы и населения к действиям в условиях возможных ЧС как в мирное время, так и в условиях ведения боевых действий.

Для надежного управления обеспечением безопасности жизнедеятельности  создается система управления, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: органа управления, объекта управления и каналов связи между ними (прямой и обратной), работающих в определенной среде под воздействием возмущающих факторов. Как было отмечено, эта система имеет четко выраженную вертикаль управления со строгой иерархией в принятии решений.
Руководство системой управления возлагается на руководителя предприятия (организации, учреждения), глав администраций различных уровней управления, они по должности являются начальниками гражданской обороны.
Органами управления на объектовом уровне являются комиссия по чрезвычайным ситуациям и штаб (отдел, сектор) по делам ГО и ЧС.
Объектами управления являются формирования ГО (спасательные группы, санитарные дружины, звенья связи, посты РХН, группы ООП и др.), а также службы ГО (материально-техническая, автотранспортная, аварийная и др.).
Руководитель предприятия (организации, учреждения), он же начальник ГО обязан:
1. В режиме повседневной деятельности:
- обеспечить поддержание КЧС, штаба по делам ГО и ЧС, формирований и служб ГО, в готовности к экстренным действиям;
- организовать разработку и своевременную корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера и плана ГО, планов служб ГО и другой необходимой документации;
- осуществлять руководство деятельностью КЧС и штаба по делам ГО и ЧС в соответствии с годовыми планами, регулярно проводить заседания КЧС;
- изучать близлежащие потенциально опасные объекты, выявлять источники опасности на своем объекте, прогнозировать последствия возможных ЧС, принимать меры по их предотвращению, сокращению возможных потерь и ущерба;
- организовывать мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта при возникновении ЧС мирного и военного времени;
- создавать локальную систему оповещения и управления в условиях возможной ЧС;
- руководить планированием эвакомероприятий как в мирное, так и в военное время;
- проводить подготовку КЧС, штаба, формирований и персонала объекта к действиям в ЧС мирного и военного времени.
2. В режиме повышенной готовности:
- с получением информации (распоряжение, сигнал) об угрозе или возникновении ЧС привести в готовность КЧС, штаб по делам ГО и ЧС, службы и формирования ГО, систему связи и оповещения, ввести усиленный режим работы с круглосуточным дежурством руководящего состава КЧС, дежурных смен;
- своевременно докладывать вышестоящим органам управления, информировать подчиненных, соседей о сложившейся обстановке и возможном ее развитии;
- развернуть работу по выявлению причин ухудшения обстановки на объекте и прилегающей к нему территории, прогнозировать их масштабы и выработать предложения по ее нормализации;
- усилить наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и прилегающей к объекту территории;
- при возникновении ЧС, угрожающей жизни и здоровью персонала объекта, проводить его экстренную эвакуацию в безопасный район;
- принять меры по защите персонала объекта, окружающей среды и повышению устойчивости его функционирования;
- организовать проверку готовности служб жизнеобеспечения объекта к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой;
- при необходимости уточнить задачи силам и средствам, предназначенным для ликвидации угрозы возникновения ЧС, и выдвинуть их к местам возможных действий.
3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- перевести КЧС, штаб по делам ГО и ЧС, начальников служб ГО на круглосуточный режим работы;
- осуществить мероприятия по защите персонала объекта;
- отправить оперативные группы в зону ЧС для оценки обстановки и организации АСДНР (аварийно-спасательных и других неотложных работ);
- выдвинуть основной состав КЧС, штаба по делам ГО и ЧС, формирований объекта к местам проведения АСДНР;
- лично и через штаб по делам ГО и ЧС  и членов КЧС руководить аварийно-спасательными и другими неотложными работами;
- руководить проведением мероприятий по устойчивому функционированию объекта, первоочередному жизнеобеспечению персонала;
- при угрозе жизни и здоровья рабочим и служащим  объекта провести их эвакуацию в безопасный район;
- докладывать вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях, информировать подчиненных и соседей;
- организовать оценку масштабов происшествия, размеров ущерба и последствий ЧС.
Опыт ликвидации аварий говорит, что экстремальные ситуации могут побуждать человека на такие дела и поступки, на которые он не решился бы в обычных условиях. Так, во время землетрясения в Армении ничем особым ранее не выделявшийся работник районного масштаба Мурадян проявил в ходе спасательных работ высокое самообладание и истинный героизм. И после гибели всей семьи он не опустил рук, не растерялся, не обезумел от горя, как было с другими, а собрал вокруг себя группу людей и с особым упорством приступил к спасательным работам.
На Всероссийском сборе руководящего состава говорилось о дальнейшем совершенствовании системы управления на основе современных технологий. В частности, в МЧС в составе автоматизированной информационной управляющей системы РСЧС на базе интернет-технологий создана корпоративная сеть министерства. В опытную эксплуатацию введены программные средства ведения базы данных по чрезвычайным ситуациям, поисковая система и др.

3.3. Принятие управленческого решения на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности

Организация процесса управления показана на схеме 3.1.                               
Основой управления в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является решение руководителя, т.к. он несет полную ответственность за управление подчиненными ему силами и средствами – формированиями и службами ГО.
  Под управленческим решением понимается выработка и принятие  наилучшего плана действий персонала объекта в условиях возможных ЧС как мирного, так и военного времени. Управленческое решение должно быть обоснованным (учитывать возможности сил и средств объекта), согласованным по времени и месту как на уровне объекта, так и с вышестоящими органами управления, своевременным и конкретным, оптимальным для достижения поставленных целей.

                                                              

 

Французский ученый Рене Декарт сформулировал 5 основных принципов в принятии решения:
1. Не торопиться в суждениях.
2. Избавляться от предвзятых мнений.
3. Делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками.
4. Каждый вопрос разлагать на более простые.
5. Начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному.
Управленческое решение руководителя в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности – это план, в котором ставится цель, определяются силы и средства ее достижения, сроки выполнения задач и ответственные исполнители.
В целях успешного выполнения задач и надежного управления решение руководителя по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности оформляется в форме нормативно-правовых актов. К ним относятся:
1. Приказ начальника ГО на организацию гражданской обороны на объекте.
2. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера объекта с приложениями (календарный план основных мероприятий, решение начальника ГО на карте или схеме, расчет сил и средств объекта, документы по организации управления, оповещения и связи).
3. План гражданской обороны объекта с приложениями (основные показатели плана ГО, план объекта с пояснительной запиской, календарный план перевода ГО с мирного на военное положение, основные мероприятия ГО объекта по защите рабочих и служащих, схемы управления, связи и оповещения).
Указанные документы должны отражать достигнутый уровень состояния прав граждан в области защиты и сохранения их жизни и здоровья, содержание, объем и порядок проведения мероприятий в случае возможных ЧС мирного и военного времени.

Выводы

1. Управленческая деятельность руководителя в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности – это целенаправленная работа по поддержанию органов управления, сил и средств, систем связи и управления в постоянной готовности к адекватным действиям в условиях возможных ЧС мирного и военного времени.
2. Для успешного и надежного управления силами и средствами создается система управления, включающая в себя органы, объекты управления и каналы прямой и обратной связи для обмена информацией.
3. Принципы, методы и формы управления (единоличная, коллективная, комбинированная) при принятии управленческого решения носят, как правило, централизованный и иерархический характер.
4. Основой организации всех мероприятий по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности является решение руководителя, выражающееся в издании соответствующих нормативно-правовых актов.

далее >>>

Рейтинг@Mail.ru

© 2009—2015 Александр Дронов