<<< содержание

<на главную>

введение

Одна из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в военное время. Нельзя сказать, что в нашей стране данными вопросами не занимались, но в этой сфере деятельности органов управления, да и в науке проявлялась инертность подходов и оценок объективно складывающихся современных условий опасности для человека. К сожалению, следует признать, что наше поколение живет в окружении постоянных угроз – глобальных и частных, реальных и вымышленных, устойчивых и проходящих. На смену одним приходят другие. Ослабла опасность мировой ядерной войны, появились криминальные, террористические, экономические и другие угрозы.
Техногенные риски. Стало очевидным, что научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния общества, но и приводит к возрастанию риска аварий сложных технических систем.
Если говорить о самых массовых и распространенных чрезвычайных ситуациях  (пожары, дорожно-транспортные происшествия), то есть основания серьезно задуматься. Ведь они в России ежегодно уносят более 50 тыс. жизней и наносят увечья более чем 250 тыс. человек.
Сегодня разрушительный потенциал отдельных крупных технологических катастроф становится угрозой национального характера. Достаточно сказать, что Чернобыль, по мнению некоторых экспертов, явился одной из причин распада СССР.
В перспективе следует ожидать обострения обстановки в сфере техногенной безопасности. Сегодня риск ЧС от старения производственных фондов и технологий в какой-то мере компенсируется спадом промышленного производства. Однако с подъемом экономики фактор старения технологий и оборудования может стать определяющим в росте ЧС. Так, за последние 10 лет количество ЧС в западных странах уменьшилось в 8 раз, в России же возросло в 6 раз.  В 2000 г. только на АЭС произошло 68 аварийных ситуаций, в том числе в сентябре – на Белоярской АЭС. 97 аварий произошло на химически опасных объектах.
Природные катаклизмы. И здесь утешительного мало. Природа мстит человеку за пренебрежительное к ней отношение. В среднем за пятилетие количество ЧС природного характера выросло примерно в 2 раза. Это обусловлено рядом причин и прежде всего антропогенным воздействием, а также наблюдающимся глобальным изменением климата Земли. Следует отметить, что эта тенденция характерна для всех стран нашей планеты.
Вооруженные конфликты. Нельзя не отметить еще одну наболевшую во всем мире тенденцию – рост количества военных столкновений. Частота войн в 20 веке превысила среднюю частоту за всю историю в 1,5 раза, а во второй половине века – в 2,5 раза. В 90-х годах в мире ежегодно происходило порядка 35 крупных вооруженных конфликтов.
После второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибли 40 млн. человек и 30 млн. стали беженцами, что сопоставимо с числом жертв и пострадавших в мировых войнах. Растет доля потерь среди мирного населения.


Все это свидетельствует о том, что защита населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера является глобальной проблемой на многие годы и относится к сфере национальной безопасности России.

В связи с тем, что эта проблема затрагивает интересы всего общества, ее масштабы слишком велики и многогранны, она решается на уровне государственной политики. Основные ее направления следующие:
1. Создание и совершенствование соответствующих организационных структур для противодействия угрозам. В настоящее время существуют система гражданской обороны для решения задач в военное время и новая система РСЧС (Российская система предупреждения и ликвидации ЧС), ориентированная на решение задач мирного времени. В перспективе возможен переход к единой государственной системе – системе Гражданской защиты, которая бы решала задачи как мирного, так и военного времени.
2. Дальнейшая работа по созданию нормативно-правовой базы.
3. Создание механизма экономического регулирования предупреждения ЧС: декларирование, лицензирование и страхование опасных производств.
4. Создание научно-фундаментальной базы для решения крупных стратегических проектов в области предупреждения и ликвидации ЧС.
5. Усиление региональных и местных органов РСЧС для решения задач предупреждения и ликвидации ЧС.
6. Создание системы таких сил, которые бы эффективно противостояли стихиям и катастрофам (развитие поисково-спасательных служб в регионах, разработка системы использования в случае необходимости сил и средств других министерств и ведомств, привлечение добровольцев и общественных организаций).
Изложенный спектр проблем показывает актуальность задачи и подчеркивает необходимость дальнейшего развития и совершенствования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера как в мирное, так и в военное время.
В образовательных учреждениях создаются условия для поэтапного обучения молодежи: изучаются особенности воздействия того или иного вредного (поражающего) фактора и возможные способы защиты от него. При этом система подготовки является пролонгированной  с первого класса до подготовки (переподготовки) в рамках послевузовского профессионального и дополнительного образования.

Теоретические аспекты

Предмет и задачи БЖД

С наступлением нового века в российском обществе наконец осознан приход нового постиндустриального этапа безопасности человека. Эволюция общественного сознания, настоятельное и непрерывное давление государственных ведомств и общественных организаций, озабоченных обеспечением безопасности – все это вместе взятое обеспечило преодоление определенного порога. Стало ясно, что подготовка молодежи к повседневному решению задач безопасности становится в 21 веке судьбоносной для общества на всех его уровнях.
Основы безопасности жизнедеятельности отнесены к естественно-научной области знаний и поставлены, таким образом, в один ряд с классическими образовательными областями: химией, физикой, биологией, экологией, математикой и другими.
Сегодня дисциплина БЖД опирается на осознанную, но стихийно обозначившуюся потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. Сегодняшние законы государства, являющиеся частью политики, потребности и правила поведения могут изменяться со временем. Поэтому в основе новой общеобразовательной области, предназначенной для подготовки молодежи к жизни должна быть наука – систематизированное и обобщенное знание об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества. Именно научный подход позволяет понимать и прогнозировать процессы и явления, эффективно действовать в данной сфере жизнедеятельности. Эта наука должна быть самостоятельной и иметь свои методологические подходы.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом.

Важно подчеркнуть, что человек как индивид-личность не может рассматриваться вне социума – общества. Человек для нас – самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и среды обитания создание на Земле.
Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению.
Специфической особенностью науки о безопасности жизнедеятельности является то, что ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Ясно, что здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.
Естественно-научная ориентация науки о безопасности жизнедеятельности выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании – в биологии, физике, химии, медицине и т.д.
Общественная ориентация проявляется не менее многообразно, охватывая такие науки, как история, политология, философия, психология, социология, экономика и др.
Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений – от техники безопасности  при производственных процессах до информатики и кибернетики.
В методологическом плане наука о безопасности жизнедеятельности  по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что   исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается никакой другой ныне существующей наукой: никакие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека и общества под углом зрения комплексной безопасности. Прикладной характер науки о безопасности жизнедеятельности проявляется в том, что на базе фундаментальных исследований разрабатываются такие практически ориентированные решения, которые на базе отдельных наук в государственном плане и планетарном приложении не могут быть выведены из уже существующих мероприятий, методов и процедур.
Наука о безопасности жизнедеятельности – интегративная дисциплина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций. Теоретическая и методологическая основы науки о безопасности жизнедеятельности формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин и изучающей феномены, закономерности и механизмы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества.
К основным задачам дисциплины БЖД следует отнести:
1. Изучение и эффективное применение на практике законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц в части их реализации.
2. Исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как в условиях возможной ЧС, так и в повседневной деятельности.
3. Разработка рекомендаций по организации гражданской обороны на объектах экономики и защиты населения в условиях мирного и военного времени.
4. Защита человека в повседневной жизни, а также в экстремальных ситуациях.
5. Освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
6. Придание профессиональной направленности и повышение уровня обученности основам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности – совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера. В условиях подготовки современного руководителя знание всего комплекса мероприятий по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности является несомненно актуальной и одной из важнейших задач современности. Вся деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций должна быть направлена на решение этой задачи.

Ситемный анализ БЖД

 В основе понятия безопасности жизнедеятельности лежит обобщенная модель, представленная на рис.1.1.        
Основополагающим методологическим принципом безопасности является принцип системности. Это означает, что любое явление в сфере безопасности жизнедеятельности надо изучать как целое, относительно самостоятельное, но включающее ряд взаимосвязанных явлений меньшего масштаба. С другой стороны, оно само есть часть большего явления, испытывает его влияние и на него воздействует. Поэтому обобщенная модель относится к некоей изучаемой системе и все элементы модели рассматриваются тоже как системы:


 

>объект - субъект безопасности, под ним понимается любая система, в состав которой входит
человек, т.е. «индивид + фрагмент социума». Как характерное следует отметить то обстоятельство, что в проблеме безопасности человек является и субъектом и объектом. Так, при решении чисто технических задач, типа безопасности АЭС или безопасности ракетно-космического аппарата, в конечном итоге и объектом, и субъектом безопасности является человек;
>окружающая среда представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов;
>угрозы – комплекс (система) угроз объекту от окружающей среды;
>защита – система защиты, осуществляемая в простейшем случае субъектом, одновременно являющимся объектом защиты (самозащиты). В случае сложной структуры объекта-субъекта функции защиты осуществляются субъектом, отделенным от объекта (объект – владелец коммерческой фирмы, субъект – охрана, «секьюрити»);
>предотвращение угроз – наряду с непосредственной защитой от угроз со стороны окружающей среды, субъект на основании анализа причин возникающих и могущих возникнуть угроз может осуществлять систему предотвращающих действий;
>остаток от первоначального комплекса угроз (тоже комплекс в общем случае), который не удалось отвести системой защиты.
Обобщенная модель отражает основные особенности задач на обеспечение безопасности. В рамках этой модели можно рассматривать задачи на обеспечение безопасности системы любого уровня. Отличия будут заключаться в степени сложности элементов модели, сохраняющих во всех этих задачах одни и те же функции. При этом будут сохраняться основные подходы к решению, основные типы выявляемых закономерностей, хотя для определения, измерения и оценки параметров различных анализируемых систем могут быть использованы подходы и методы различных наук. Основной трудностью при решении практических задач является правильный (оптимальный) выбор масштаба, состава и структуры системы.
Наиболее актуальной особенностью задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности, которая, собственно, и вызвала к жизни теорию безопасности, следует считать обратную связь с действиями, направленными на предотвращение угроз. Всякое воздействие на окружающую среду с целью устранения или ослабления угроз, которое можно назвать первичными создает изменения среды, несущие вторичные угрозы. В эпоху, когда индустриальный прогресс вооружил человека небывалыми возможностями преобразования окружающей среды, эти вторичные угрозы  могут оказаться много опаснее тех, которые старались предотвратить. Причем непредусмотренные последствия действий могут оказаться фатальными не только для самих действующих лиц. Впечатляет пример непродуманности последствий, приведенный в свое время автором книги «Ярче тысячи солнц» Т. Юнгом. Оказывается, при проведении первых испытаний атомной бомбы в 1945 г. в Лос-Аламосе (США), предназначавшейся для защиты от фашистов, ее создатели – всемирно известные ученые-физики из разных стран – лишь в последний момент осознали свою неуверенность: не охватит ли цепная реакция в бомбе вещество всей планеты и не погубит ли она все человечество, взорвав Землю? К счастью, в тот момент обошлось… Но теперь тщательный прогноз последствий любого масштабного проекта становится главной целью расчетов по обобщенной модели теории безопасности. И первые расчеты такого рода были связаны, кстати, с оценкой возможных результатов войны с применением атомных бомб. Именно они впервые потрясли сознание человечества грандиозностью возможных последствий «жизнедеятельности».
Возможность расчетно-теоретического прогноза последствий жизнедеятельности позволило Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) провозгласить необходимый принцип упреждения – принятию каждого важного решения должна предшествовать экспертиза на безопасность.
Расчеты по обобщенной модели БЖД используются в разнообразных целях. Кроме выявления и оценки обратной связи наиболее распространены:
- расчеты условий снижения известных вредных воздействий на определенный объект до приемлемого уровня (например, расчет стоимости эффективных мер безопасности);
- расчетное определение комплекса мер, максимально снижающих известные вредные воздействия на определенный объект при заданных ресурсах (например, при ограниченной сумме средств, выделенных на меры безопасности).
Таким образом, с известной долей вероятности можно не только предсказать негативное воздействие различных  вредных факторов на человека, но и заранее принять меры, снижающие риск.
Теоретические прогнозы и расчеты в области безопасности жизнедеятельности неопровержимо показали, что наступило время, когда человечество не может развиваться дальше, исходя из установившихся потребительских морально-нравственных ценностей (США с населением, составляющим 4% всего человечества, потребляют около 30% произведенного мирового ВВП). Понятное прагматическое стремление людей к неограниченно возрастающему потреблению материальных благ, требующему все большего использования природных ресурсов, натолкнулось на естественные пределы этих ресурсов. Благодаря науке интеллектуальная элита общества осознала причины надвинувшегося кризиса развития цивилизации, неожиданного для большинства людей, и объективную необходимость перехода к новым ценностным ориентирам, к новым принципам жизнедеятельности, к новому состоянию общественного сознания. Но, с одной стороны, сознание основной массы общества инерционно, быстро не изменяется, а с другой -  времени для выхода из кризиса предельно мало. Для ускорения изменения общественного сознания необходимо организованное воздействие на него. Такое воздействие должно быть направлено прежде всего на молодежь. Ведь именно молодежь будет сознательно создавать жизнеспособное новое общество с новыми морально-нравственными ценностями. Поэтому научный подход к обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как человека-индивида, так и в целом общества должен носить системный и непрерывный  характер.
Фундамент нового мировоззрения в виде научных знаний о современном комплексе проблем безопасности жизнедеятельности закладывается в школе. На этом фундаменте в профессиональных учебных заведениях возможно и необходимо дальнейшее обучение методам учета вопросов безопасности при конкретных трудовых процессах, а также методам руководства и организации безопасных условий жизнедеятельности.
Одной из задач системного подхода к решению вопросов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является унифицирование системы гражданской обороны и предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

 

Выводы

1. В ближайшей перспективе не следует ожидать снижения ЧС различного характера и масштаба, поэтому защита населения и территорий от их пагубных проявлений и результатов является глобальной проблемой на многие годы и относится к сфере национальных интересов России.
2. Предметом науки о безопасности жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях. Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области безопасности жизни и жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению.
3. В основе разработки практических рекомендаций и теоретических исследований в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности лежит обобщенная модель безопасности, основными элементами которой являются объект-субъект безопасности и окружающая среда.
4. В основе системного анализа безопасности жизнедеятельности лежит комплексный подход к решению задач подготовки населения в области защиты от ЧС, правового, экономического и организационного обеспечения.

далее >>>

© 2009—2015 Александр Дронов